В свои почётные 45 московский Театр на Юго-Западе не устаёт напоминать о том, что "он ягодка опять". 18 февраля юбилейные мероприятия продолжил исторический для театра спектакль, которому сцена обязана своим рождением "Женитьба" Коли Гоголя" появилась в 1974 году, когда молодой, неопытный, но очень отважный будущий режиссёр Валерий Белякович собрал команду единомышленников и поставил спектакль-шутку на подмостках Мещерского клуба. Первые актёры стали впоследствии не только строителями театра на проспекте Вернадского, но и его первыми звёздами.
Спектакль-прародитель никогда не покидал стен Юго-Запада, возвращаясь в них многочисленными версиями и возобновлениями. Сначала с любимой постановкой экспериментировал сам Валерий Белякович. Главные роли переиграла почти вся труппа театра. В первых вариантах постановки распределение ролей было классическим: мужчины играли мужчин, женщины – женщин. В версии конца девяностых – начала двухтысячных женские роли перекочевали к актёрам-мужчинам, ещё более подчеркнув основную идею самого Театра на Юго-Западе: броскую народную площадность, буффонаду, яркое игровое начало.
На сцене яро кипел котёл действия, театрально взлетали вверх руки, переливчатыми брызгами ожигали костюмы, криками страстей наполнялся маленький зал, как цветистая площадь сочного южного базара. Это были постановки, метеором летящие на зрителя, захватывающие его всеми сценическими измерениями.
Через 45 лет художественный руководитель и режиссёр Театра на Юго-Западе Олег Леушин решил восстановить спектакль-историю силами самых молодых актёров, большинство из которых не знали Мастера Беляковича лично и видели "Женитьбу" только в записи. Именно поэтому Олег Леушин не стал обещать ни театру, ни зрителям полноценного возвращения спектакля в репертуар, если вдруг он не окажется его достойным. Новая "Женитьба" снова стала экспериментальной площадкой, на которой, по словам режиссёра, он хотел "протестировать молодых артистов в этом очень сложном жанре клоунады, посмотреть, как "молодой косяк" может работать, играть, убеждать в своей команде".
Роль нерешительного жениха Подколесина постановщик доверил Ивану Городецкому, который уже шестой год служит в Театре на Юго-Западе, но главных ролей пока не играл. Этому актёру выпала удача застать предыдущую версию "Женитьбы" на сцене.
"В своё время я видел Подколесина в исполнении Михаила Докина, – рассказал актёр, – он играл в паре с Олегом Леушиным, который исполнял роль Кочкарёва. Потом я увидел в записи Подколесина в исполнении Олега Леушина. Я не могу сказать, что я осознанно пытаюсь что-то "срисовать" с их образов, с их понимания персонажа, но, наверное, я беру какие-то черты: от характера, от походки. Это были два совершенно разных Подколесина, поэтому я никого из них не брал за эталон, ведь каждый был хорош по-своему и в своём, но неосознанно что-то я, наверняка, подсмотрел. Мне интереснее делать своего Подколесина".
"Свой Подколесин" у Ивана Городецкого трогательно похож на большого пупса с хохолком из детских игр прошлого. Да он будто и не расстался со своим детством до конца – до того неопределённы его желания, робки порывы, недоформированы мысли. В то же время актёр играет личность с устоявшимся холостяцким бытом, защищающую свой устроенный мир. Искренне желая создать семью, Подколесин не хочет разрушить свое привычное существование и, поддаваясь другу Кочкарёву, всё же не сдаётся до конца. Соединение детского и взрослого начала в одном персонаже позволяет выстроить образ объёмный, вызывающий сочувствие.
Не меньшее сочувствие вызывает и главная героиня пьесы Агафья Тихоновна в исполнении Максима Гигенина. Крупная, белотелая, перезрелая девица с круглыми глупыми глазами могла бы стать настоящим посмешищем для окружающих, если бы не её очаровательная наивность, вера в жребий и гадания при выборе жениха. Можно было бы осуждать её за желание выйти замуж непременно за знатного дворянина, да только и выбор у неё невелик и сомнителен. Актёр Максим Гигенин говорит, что для него героиня – "собирательный образ, пропущенный через призму личного ощущения, видения и задачи". Как ни смешна и ни нелепа незадачливая невеста, но именно она вызывает искреннюю жалость, когда в отчаянии вопрошает всех, за что с ней поступили так жестоко и несправедливо.
Юркий, ловкий Кочкарёв – скучающий индивид, ради развлечения решивший устроить счастье друга. Актёр Максим Метельников работает в исключительно клоунской, почти цирковой манере, преувеличенно гримасничая и жестикулируя, что, впрочем, отлично ложится на общую стилистику яркого, заводного спектакля.
"Мне удалось увидеть Кочкарёва в записях спектакля, где его играли Олег Леушин и Алексей Матошин. Что-то, само собой, я подсознательно у каждого своровал, без этого в нашей профессии никуда. Но в целом опираюсь на своё видение, органику и ощущение персонажа. И тут, конечно, отдельное спасибо руководителю постановки, он даёт нам пробовать и искать. Мы все вместе авторы этой работы", – рассказал Максим Метельников.
Для некоторых актёров новая-старая "Женитьба" стала фактическим дебютом. Игорь Михмель (Анучкин) делает своего героя недалёкого ума кокетливым модником, не скрывающим своего корыстного интереса к невесте. Людмила Лазарева очень удачно соединяет в Дуняше бесплотную мечту всех женихов – хрупкую невесту в подвенечном платье с образом простушки – служанки в комнатах купчихи Купердягиной.
Для опытного актёра Андрея Кудзина, который декадентски изящно и одновременно хищно сыграл сваху Фёклу Ивановну, спектакль стал дебютом в постановке хореографии. Как известно, Театр на Юго-Западе славится пластическими постановочными решениями, и Андрей Кудзин создаёт новую современную хореографическую реальность с чёткими, резкими, геометрическими движениями, точно вписанными в звуковой ряд.
Весь актёрский ансамбль уверенно и тонко демонстрирует чувство партнёра и стиля, придавая цельность и слаженность спектаклю-воспоминанию, заботливо собранному воедино от "ретро"-программки до узнаваемой энергичной манеры Мастера.
По признанию автора спектакля, в работе над новой "Женитьбой" он ориентировался на его предпоследнюю версию 2003 года. Если костюмы и внешний рисунок постановки, действительно, становятся отголоском прежних вариаций и "воздушным поцелуем" оригинальной "Женитьбе", то энергетика, желание творить, завидная сила молодости нового поколения театра заставляют зал "задыхаться от нежности" и "свежести", так, словно эта театральная работа впервые посетила легендарные подмостки Юго-Запада.
Дарья Евдорчук
01.03.2022
Фото: Сергей Тупталов
Источник: Интернет-портал "Театр To Go" (оригинал статьи здесь)