"Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! Только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни!" — горестно закатывая глаза, восклицает Городничий. По зрительному залу Центра культуры и творчества Карачевского филиала Орловского госуниверситета снова прокатывается волна смеха. "И ведь ничего не изменилось!" — шепчет, наклоняясь к соседке, одна из зрительниц. На сцене — гоголевский "Ревизор" в музыкальной постановке народного артиста РФ, руководителя и основателя Московского театра на Юго-Западе Валерия Беляковича. "Над кем смеётесь? Над собой смеётесь".
Сам Гоголь назвал "Ревизора" "русским анекдотом" и писал по поводу этой комедии: "Я хотел собрать в одну кучу всё дурное в России и разом посмеяться над всем". С тех пор прошло 180 лет, комедия прочно вошла в репертуар ведущих театров всего мира.
В Москве на постановку Беляковича ещё попробуй попади. "Лучший "Ревизор", по мнению сайта tripadvisor.ru и многих театральных критиков, быстро стал остромодным. Но в зрительном зале театра всего-то 115 мест. В отличие от 720 кресел Центра культуры Карачевского филиала ОГУ.
"Перед такой большой аудиторией нам выпадает счастье играть только на гастролях", — довольно улыбается художественный руководитель театра и исполнитель роли Городничего Олег Леушин, — огромное спасибо за приглашение и тёплый приём гендиректору завода "Электродеталь" Виталию Явельскому. В таких небольших городах мы практически не бываем, и для нас это особенно интересный опыт".
Одна из особенностей спектакля — отсутствие декораций. На сцене лишь ступени для оркестрика да некое подобие воздушных рамок. За которые и выходит всё это феерическое разноцветное безумие. Во главе которого Хлестаков (Антон Белов) с потрясающе шарнирной пластикой и "абсолютно безбашенный", по выражению одного из юных карачевских зрителей.
Кстати, наблюдать за живыми детскими эмоциями во время спектакля было отдельным удовольствием. До начала представления мы с режиссёром и актёром Театра на Юго-Западе Олегом Анищенко обсуждали реакцию современных детей-визуалов на отсутствие "картинки"-декорации.
"Главное принять эту степень условности, а воображение само всё нарисует. Не надо их недооценивать," — убеждён Олег Николаевич. И его правоту подтвердили сами ребята — старшеклассники Вельяминовской средней школы, которые поделились своими впечатлениями.
Никита Моисеев: "Этот "Ревизор" мне понравился больше того, что мы проходили в школе. Он очень необычный, и актёры играли здорово! Вот бы почаще смотреть такие спектакли!"
Лена Заговорина: "Мне очень понравилась актуальность "Ревизора". К сожалению, и в наше время много таких людей, которые описаны Гоголем. Проблемы с коррупцией не решены до сих пор".
Марина Шеповалова: "Интересный необычный спектакль. Очень смешной! И то, что не было никаких декораций, совершенно не мешало".
"Ну что ж, благодаря руководству завода "Электродеталь" Карачев снова претендует стать культурной столицей Брянской области", — подытожил президент Культурно-просветительского движения "Содействие творческому образованию" (КПД СТО) Сергей Морозов. Фонд уже несколько лет сотрудничает с градообразующим предприятием, и благодаря этому партнёрству в Карачеве выступали Любовь Казарновская, Русский имперский балет под управлением Гедиминоса Таранды, постоянно проводятся творческие встречи с артистами театра и кино.
Вручая цветы артистам, генеральный директор АО "Карачевский завод "Электродеталь" Виталий Явельский также отметил актуальность комедии и, обращаясь к зрительному залу, выразил свои пожелания: "Этот спекталь должен стать определённым переломным моментом в сознании — о том, что все мы, каждый из нас должны быть внутренне свободными от всего, что мы на этой сцене увидели. Свободные люди имеют достоинство и честь, они не понимают и не приемлют раболепства. Надеюсь, каждый из этого зала вынесет что-то полезное — для себя, для своей семьи и своего города!"
Наталья Тимченко, Михаил Фёдоров
Сентябрь, 2016 г.
Источник: Журнал «Брянская тема», номер 10 (108), 2016 год (Оригинал статьи здесь)