Планета Беляковича

Так назвали в Московском театре на Юго-западе вечер памяти своего основателя – народного артиста России Валерия Беляковича.

Автор фото: Сергей Тупталов

 

“Нулевой” ряд из пластиковых табуреточек, стулья на сцене вдоль кулис, подушки на ступеньках лестниц. Те, кому и этого не досталось, плечом к плечу стоят у самых дверей, радуясь хотя бы тому, что они здесь. Ведь тех, кто в этот вечер вообще не смог попасть в театр на Юго-западе, было гораздо больше. Впрочем, это не совсем точно. Физически – да, не смогли, ведь в зрительном зале всего 114 мест. Но наблюдать за происходившим на сцене могли – на странице театра в Фейсбуке шла прямая трансляция, объединяя в одну большую семью всех, кто хотел почтить память выдающегося режиссёра и удивительного человека, жизнь которого оборвалась ровно год назад.

 

Это был самый трудный год для театра. Первый год без отца-основателя, друга, Учителя, Мастера…  Голос нынешнего худрука – Олега Леушина срывается от волнения:

 

- Для себя мы так решили – он уехал куда-то, ну, вот хоть в Японию, и где-то там ставит очередной спектакль. Кстати там вот прямо сейчас идёт его “Ревизор”. Мы долго думали, где делать вечер – у нас ведь очень маленький зал и принять всех он не сможет. Но решили всё равно делать здесь – где всё начиналось и всё продолжается. Говорят, что нельзя дважды войти в одну и ту же воду. В театре это возможно – каждый раз выходя на сцену в спектаклях, которые поставил Валерий Романович, мы окунаемся в реку его таланта, его любви. В спектакле “Дракула”, который он давным-давно, едва ли не самым первым, поставил по мотивам романа Брема Стокера, один из персонажей произносит очень простую истину: если человека любят – он живёт, а если его любят много людей – это почти бессмертие. Для нас Валерий Романович – бессмертен. 

 Автор фото: Сергей Тупталов

Искусство театра – это искусство ткать атмосферу. В этот декабрьский вечер атмосфера, которую умел ткать только Белякович, была настольно плотна и ощутима, что казалось, до неё можно дотронуться. Им, его актёрам, этим непостижимо талантливым людям удалось – как им и хотелось – “отмотать” назад время.

 

Спектакли Валерия Беляковича всегда отражали его личное, человеческое отношение к нашему несовершенному миру. Он видел без прикрас, но все равно любил до самозабвения. Не потому ли всё им созданное, и то, что до сих пор составляет основу репертуара и то, что стало уже достоянием истории, остаётся абсолютно живым и сегодняшним. Настолько, что перестаёшь понимать – сцену из спектакля смотришь или страницы чьей-то жизни листаешь… “Дракон” Евгения Шварца и шекспировский “Макбет”, “Достоевский-трип” Сорокина и “Куклы” Хасинто Грау, “Аккордеоны”, в котором ни одного слова – только музыка, “Фотоаппараты” Петра Гладилина, бессмертные “Мастер и Маргарита”.

 Автор фото: Сергей Тупталов

Вот на экране Белякович-Клавдий бросает в публику жалящий вопрос: “За что прощать того, кто твёрд в грехе?”, и вот уже на сцене оживают обитатели Датского королевства, в котором и спустя пять столетий не всё ладно. “Юго-Запад” - театр особенный. Только здесь актёр может произнести затёртое до дыр, осмеянное и оплеванное “Человек – это звучит гордо” так, чтобы и сегодняшний, кажется, во всем на свете разуверившийся, зритель поверил, что это – правда. Для Беляковича театр всегда был именно тем местом, где толпа превращается в народ.

 

Мастер от подмастерья отличается умением слышать ход Времени, отличать вечное от сиюминутного. Валерию Беляковичу этот дар был отмерен самою щедрою мерой:

 

“Я как-то слишком быстро проскочил по жизни

и не заметил, что на дворе уже совсем другое время…

Такие скорости, такой прогресс.

Технический – с ума сойти…

Во всём, кроме душ человеческих.

Во всём, кроме любви.

Во всём, кроме стихов Пушкина и Есенина.

Во всём, кроме полотен Левитана.

Во всём, кроме того чуда, которое именуется словом ТЕАТР,

что означает “Коридор, ведущий к Богу”…”

 

Звёзды, увы, гаснут. Это закон Вселенной. Однако их свет продолжает свой бег в пространстве и после того, как они перестают существовать. Мастера уже нет с нами. Но осталась планета, рождённая его талантом.

 

 

Автор: Виктория Пешкова

Фото: Сергей Тупталов

08.12.2017

 

Источник: Информационный портал о культуре в России и за рубежом "Ревизор.ру" Оригинал статьи здесь

Поделиться