От белого к чёрному

Первой премьерой этого сезона в "Театре на Юго-Западе" стал спектакль в постановке Олега Леушина "Портрет Дориана Грея" по мотивам романа Оскара Уайльда.

 

“Автора всегда можно трактовать по-разному”, - говорит в спектакле герой Олега Леушина. Именно со своей трактовкой режиссёр и подошел к постановке романа Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Более того, он решил стать соавтором английского писателя и, чтобы поговорить со зрителями о борьбе добра и зла, света и тьмы, хорошего и плохого, добавил новые повороты сюжета и новых персонажей. Завязкой истории стало пари, которое заключают Белое (Олег Леушин) и Чёрное (Фарид Тагиев). Кто из них сильнее? Почему человек всегда поддаётся греху? Почему не выдерживает перед искушением? Ошибка ли это создателя или всё-таки человек слаб? В поиске ответа на эти вопросы два антипода, Белое и Чёрное, решают создать "что-нибудь идеальное", красивое, с чистой душой, и посмотреть превратится ли "красота в порок". Ведь даже идеальную красоту они определяют по-разному: если для Чёрного Дориан Грей будет "дьявольски красив", то для Белого – "божественно прекрасен". Белое становится наблюдателем, проведя весь спектакль на краю сцены, смотря со стороны историю и порой общаясь с Чёрным. Это, наверное, единственный спектакль, который его режиссёр-постановщик всегда будет смотреть полностью.

 

Чёрное же вступает в историю о Дориане Грее, становясь Лордом Генри - искусителем молодого человека, Мефистофелем, которому Дориан, как Фауст, продаст свою душу, чтобы узнать все возможные наслаждения. Первое время он ещё будет испытывать муки совести, но потом предательство и разврат, поруганная часть и преданная любовь, разрушенная красота и плотские наслаждения станут обыденной жизнью для вечно юного и красивого юноши. Во втором акте Дориан (Михаил Грищенко), как Генри в первом, выйдет, одетый в чёрное, пройдет перед зрителями, смотря в глаза. И уже Дориан станет учителем гедонизма. Лишь на портрете можно будет увидеть его истинную душу. Портрет в спектакле – это живые люди, окружающие образ Дориана, где все в белом в начале и постепенно чернеют к концу. Люди, чьи жизни разрушены Дорианом, как зомби, уходят в портрет, оставаясь там и каждый раз напоминая о себе. Когда Дориану дается второй шанс, он уничтожает портрет-душу, в пляске-смерти борясь с чудовищами, и сам оказывается затянутым в портрет.

 

В спектакле много пластичных танцевальных номеров (хореограф – Сергей Захарин), которые в сочетании с замечательно подобранной музыкальной темой усиливают драматические сцены спектакля.

 

Для молодого актера, недавнего выпускника ВТУ им. М.С. Щепкина Михаила Грищенко пока роль Дориана на сопротивление, кажется, что тяжеловато даются и перевоплощение, и пластика. Великолепен Фарид Тагиев, взгляд его чёрных глаз в зал сразу настраивает на демоническую волну. Лорд Генри у Оскара Уайльда прописан совсем по-другому, но в этой постановке должен быть именно такой демон-искуситель в чёрном, у которого лишь лицо белое - словно из загробного мира, который каждый раз с удовольствием пытается сбить человека с праведного пути, от нетерпения подёргивая плечами и пальцами.

 

Уайльда называют Королем Парадоксов. Олег Леушин решил поставить свой спектакль-парадокс, спектакль, где в споре между праведным и греховным нет победителя. Только начинает казаться, что зло победило, добро все равно тянет на свою сторону и наоборот. И что остаётся? Остаётся только попробовать снова, попробовать создать те обстоятельства, в которых у людей будет новый шанс, и, как ни парадоксально, идея о новом шансе будет принадлежать Чёрному.

 

 

Наталия Козлова

23.09.2015

 

Источник: сайт "Мир женской политики" (Оригинал статьи здесь)

Поделиться