Олег Леушин: "Пятьдесят – это в самый раз"

"Король Лев"

  

О таких, как он принято говорить: "Чертовски привлекателен!", недаром одна из любимых ролей с чертовщинкой – булгаковский Воланд. Безграничное обаяние, львиная грива волос, в глазах прыгают те самые чёртики и таится трогательная беззащитность. В театре его зовут Лёвой, по домашнему, семейному обычаю Театра на Юго-Западе.

 

Художественный руководитель московского Театра на Юго-Западе, заслуженный артист РФ, актёр и режиссёр Олег Леушин отпраздновал свой пятидесятилетний юбилей.

 

Двадцать пять лет назад робкий уральский юноша появился на пороге одного из самых востребованных и популярных театров столицы. Дальше, как в сказке: у дверей столкнулся с ангельски прекрасным созданием, красной девицей Кариной Дымонт, актрисой театра, которая на долгие последующие четверть века стала любимой партнёршей по сцене.

 

 

 

Основатель Театра на Юго-Западе, режиссёр Валерий Белякович сразу углядел в ничем доселе актёрски не примечательном молодом человеке нечто большее, чем искру таланта, которую при желании можно разжечь в пламя. Мастер это умел, как никто другой. Главное – он почувствовал в гривастом и глазастом красавце яркую индивидуальность, созвучие душ, внутреннюю сопричастность к его театру, его идее.

 

Сказать, что дальше посыпались роли, и всё было просто и складно, наверное, нельзя. Жизнь есть жизнь, со взлётами и падениями, радостью удачи и отчаянием от внезапного "тормоза", невозможности исполнить простейшее задание Мастера. Белякович был не только учителем, прежде всего-другом, который своих "тащит" до конца и доверяет безмерно.

 

Когда Лёве стало тесно в актёрской хламиде и захотелось попробовать себя на режиссёрском поприще, ему не чинили препятствий. Новая дорога оказалась ухабистой. Надо было видеть, с каким желанием и упорством он пробивался к самому себе, как терпеливо двигался вперед, нередко через упрёки критиков, недовольство коллег, а иной раз и Мастера. Не каждая постановка молодого режиссёра становилась украшением репертуара...

 

 

 

И всё-таки именно ему Валерий Романович доверил свой театр, когда однажды ушёл с поста художественного руководителя. Этот путь может показаться звёздным, если не знать, какие чудовища живут порой в театральных дебрях и как легко зайти в тупик. Однажды эта "жёлтая кирпичная дорога" чуть было не завела и нового худрука на вершину амбиций иного порядка. И тогда Мастер решил снова встать за штурвал Юго-Запада.

 

В это время Олег Леушин уже был ведущим актёром театра. Затаив дыхание, зрители наблюдали за неистовыми страстями его Калигулы, метаниями побеждённого, но не сдавшегося Наполеона, дьявольски-притягательным обаянием Воланда, пытливостью профессора Ван Хельсинга, отчаянием Клавдия. Завораживающая пластика, бархатный голос, вечно удивлённое выражение светлых глаз – в нём все сводит с ума и всё пропитано "юго-западом" настолько, что сам по себе Олег Леушин являет собой ярчайший образец актёра "от Беляковича". Блистательно одарённый, одержимый профессией, верный солдат восхитительного "юго-западного" войска.

 

 

 

Скоро случилось непоправимое. Ушёл Мастер – Валерий Романович Белякович, не успев и месяца побыть в новой старой роли художественного руководителя своего детища. Ушёл, оставив на память о себе королевскую роль Дункана I Доброго.

 

Театр оцепенел, онемел от горя. О том, что творилось в душе актёра Леушина, знает только он, но мир в его выразительном взгляде перевернулся. Он вовсе не собирался снова становиться худруком, но не мог не стать королём Дунканом. Эта роль перешла к нему непрошено, сама по себе, как естественное продолжение дела Мастера. Это дело нельзя бросить, невозможно отпустить или разбазарить. Оно требует ухода, присмотра и твердой руки.

 

И Лёва вернулся на капитанский мостик. Всё, что случилось прежде, пошло впрок. Любовь к театру и природная доброта стали основой хлопотного руководства и безбрежной созидательной деятельности на сцене и за сценой. Теперь он настоящий "Король Лев", душа театра Беляковича, двигатель его рабочего ритма и творческого прогресса.

 

И, словно в награду, успех новой постановки по пьесе П. Гладилина "Zoofellini", спектакля уникального, необычного и очень "юго-западного".

 

"Мне в первый раз исполнилось пятьдесят".

 

Вечером 25 марта в Театре на Юго-Западе терпко пахло цветами. Юбиляра вытащили на сцену в смирительной рубашке. Можно подумать – театр – сумасшедший дом, что относительного любого театра не было бы неправдой. Однако в данной ситуации все оказалось хитрым ходом грамотной сценарной подачи, зачином красивой рамки повествования.

 

Поздравление от труппы в забавном фильме–байопике завершает интервью-анкета прямых коротких вопросов:

 

-Пятьдесят – это много или мало?

-Не знаю, мне впервые исполнилось пятьдесят. Это – в самый раз!

 

 

Вместе с любимой партнёршей, заслуженной артисткой РФ Кариной Дымонт "пробежались" по двадцати пяти годам в театре.

"Дайджест ролей по нашей жизни," – пошутил Леушин, и последовала изящная, летящая импровизация на тему воспоминаний. Роли, прошедшие с ними путь становления и взросления, сцены из знаковых спектаклей, в которых юными начинали вместе, пронеслись перед глазами зрителей в самой неожиданной, но творчески интерпретированной сцепке друг с другом: "Три цилиндра", "Ромео и Джульетта", "Карнавальная шутка", "Гамлет". Это был тот самый случай, когда настоящему актёру не нужны ни костюмы, ни декорации, ни какой-либо иной антураж: они запросто "вылетают" из одного спектакля, легко и непринуждённо телепортируясь в другой. Образы возникают в воздухе и заполняют собой пространство зала, создавая колдовскую ауру вдохновения, рождения коллажа ролей непосредственно здесь и сейчас. Атмосфера уютного вечера с книгой, на каждой странице которой "живёт" чудесная история из прошлого.

 

Во втором отделении – сюрприз для поклонников бенефицианта, спектакль, который давно не появлялся в репертуаре – "Люди и джентльмены" по пьесе Эдуардо де Филиппо. Эта комедия положений о гастролирующей театральной труппе, "взболтавшей" сонную жизнь итальянской провинции, словно родилась для бенефиса, ведь в ней сошлось всё, что необходимо знать о возможностях юбиляра.

 

Олег Леушин поставил этот спектакль в 2012 году, сыграл в нем главную роль комедианта Дженнаро де Сиа и в заключительном монологе проникновенно, пронзительно и чуть грустно поведал о нелёгкой, но невероятной актёрской судьбе, о радости, которую несут людям лицедеи с незапамятных времён, о том, почему они сами не могут променять эту жизнь ни на какие сокровища мира.

 

Спектакль по-хорошему сумасшедший, и смирительная рубаха вновь появилась на сцене, знаменуя собой сумбур актёрского бытия и закругление смысловой рамки бенефиса, а с ним и прекрасного вечера – "лукавого мага в лиловом фраке", который наступает вновь и вновь, как только зажигаются огни у театрального подъезда.

 

"Их высочество Зритель" утопил любимого актёра в цветах и овациях. Вместе спели все "деньрождённые" песни, но неугомонный Лёва и тут перепел по–своему: "Слава Богу, день рожденья только раз в году!".

 

Пусть будет так, но дней рождения должно быть еще бесконечно много, как бесконечна радость от общения с высоким и добрым искусством, которое несёт миру этот трудолюбивый, удивительный, поцелованный Богом, вдохновенный и красивый человек – Олег Николаевич Леушин.

 

 

Дарья Евдорчук

02.04.2018

Фотографии: Константин Горячев, Сергей Тупталов

 

Источник: Арт-журнал "ОКОЛО" (Оригинал статьи здесь)

Поделиться