Когда студент Олег Леушин слушал рассказы своего педагога о Московском театре на Юго-Западе, то не мог и представить, что вскоре будет играть на этой сцене, а годы спустя возглавит коллектив. Но жизнь, как это часто бывает, оказалась интереснее вымысла. Заслуженный артист России, режиссёр и худрук театра рассказал о людях, встретившихся ему на пути, о своих ролях, честности перед зрителем и ответственности за труппу.
Вы пришли в Театр на Юго-Западе после окончания Свердловского театрального института в не самое простое и спокойное время – в 1992 году. Никогда не возникало искушения уйти в бизнес или какую-то другую деятельность?
Я стараюсь никогда и ни о чём не жалеть, потому что это бессмысленная трата времени и сил. Думаю, в своё время я сделал правильный выбор, и поэтому никаких сомнений у меня не было. Иногда, конечно, хотелось бросить всё к чёртовой матери, но это были просто минуты отчаяния и слабости, которые с годами находили всё реже.
Почему Вы отправились в столицу? В Свердловске в 1990-е годы было меньше возможностей для самореализации?
Так сложились и семейные обстоятельства, и творческие планы… По окончании института на базе нашего курса мы с педагогом Натальей Витальевной Мильченко создали свой "Театр масок" при Свердловском государственном театральном институте. Проработали год, и стало понятно, что мы переросли эту историю и надо двигаться дальше. Разлетелись кто куда: многие уехали в Москву, кто-то в Питер. С тех пор вот уже 30 лет, как я живу и работаю здесь.
В таком случае, как Вы выбирали театр, куда показывались?
Я ехал конкретно в Театр на Юго-Западе. Дело в том, что на съёмках фильма "Сафари №6" я познакомился с яркими представителями этого театра, его основателями – Виктором Авиловым, а потом и с Алексеем Ваниным. Они много рассказывали о своей работе, а мы с молодыми коллегами слушали, раскрыв рот… И вот я набрался наглости, приехал в Москву и позвонил им: "Мужики, устроите мне показ Беляковичу?" И мне, к счастью, устроили показ мастеру.
Смелость города берёт…
Да, провинциальная наглость сработала. И нынешнее молодое поколение тоже по-хорошему наглое, рвётся в театр… Без этого прорывного внутреннего стремления, наверное, нельзя в нашей профессии. Будешь сидеть себе скромно в углу – никому ты не будешь интересен. А будешь вот так что-то доказывать себе, а потом и зрителям – тогда что-то и сложится.
У Вас огромный список сыгранных ролей. К сожалению, многие из этих спектаклей сняты с репертуара. По каким своим ролям Вы скучаете?
Нет, особо я не скучаю, потому как опять же это бессмысленно. Но всем ролям, которые у меня были, я благодарен, потому что каждая роль приводила меня к следующей. Я набирался опыта от роли к роли: сначала играл в массовке, потом были какие-то эпизоды, дальше пошли главные роли.
И ещё один момент, для меня очень важный – надо иметь совесть и вовремя остановиться. Ну нельзя, например, Хлестакова играть в 60 лет! Пусть молодые набираются опыта – и на хорошем материале… Того же Калигулу я играл почти до 50, а "мальчику" на момент ухода из жизни было 29. Грешно играть его в таком возрасте!.. Зато Калигула дал мне старт для следующей роли Наполеона.
До переезда в Москву Вы не видели спектакли Театра на Юго-Западе?
Не видел ни одного, но был наслышан о спектакле "Носороги". Мы как раз ставили дипломную работу по этой пьесе Ионеско, я играл Жана. А у нас был замечательный педагог по зарубежному театру – Яков Соломонович Тубин. Когда он узнал, каким материалом наш курс озаботился, то много рассказывал нам об этой пьесе и именно о постановке московского Театра на Юго-Западе, потому что однажды Яков Соломонович попал в этот полуподвальчик, и увиденная постановка его потрясла…
Несколько лет спустя я посмотрел живьём это спектакль и был полностью согласен со своим педагогом. Мне нравился и наш студенческий спектакль, а здесь очень впечатлило, как лаконично всё сделано, ничего лишнего, при этом с таким напором и глубиной, а ещё музыка и сценография интересная, и актёры замечательно работают…
Театр на Юго-Западе считается авторским. Чем он отличается от всех прочих театров? Какие принципы его основателя Валерия Романовича Беляковича сохранились до сих пор?
Пожалуй, открытость, яркость, честность, эмоциональность, лаконичность… Все эти принципы мы стараемся сохранить, иначе просто потеряем своё лицо. У нас ведь пространство небольшое, соврать зрителю совершенно невозможно – он сразу же почувствует это. И мы так научены, что несмотря ни на что, ты выходишь на сцену и делаешь своё, как говорится у Чехова, "маленькое, Богом данное дело". Этому стараемся учить и молодое поколение артистов. Они иногда не понимают, как можно вот так, "на разрыв аорты" играть. Ан нет, ребятки, можно, или вам нечего делать в этом театре. Только так и нужно работать, отдавая себя на все 100%, потому что наш театр не любит недоигранности, недосказанности… Он зарождался когда-то как открытый, площадной театр, доступный для понимания и трогающий зрителя за невидимые струны души. Вот этого и стараемся придерживаться.
Театру на Юго-Западе в 2022 году исполняется 45 лет. Сколько, по-Вашему, вообще может жить театр? И какие признаки говорят о том, что он живёт и развивается?
Театр живёт и развивается, пока в нём служат актёры, которые хотят это делать, и пока в него приходят зрители, которым это интересно. Как только эта связь пропадает, театру конец. Музыка, декорации, костюмы – это прикладные вещи. Настоящий театр – это всего две составляющие: актёр и зритель, всё. Как только один из компонентов исчезает, исчезает театр. Но нас Бог милует… И ещё очень важно, чтобы в театре бурлила молодая кровь, молодая энергия. Валерий Романович Белякович всегда говорил: "Театр – дело молодых". Поэтому я пытаюсь, насколько возможно в наше непростое время, брать молодых актёров, которые вливаются в коллектив и добавляют свой взгляд на какие-то вещи.
Эти молодые артисты отличаются от вашего поколения? Какие они?
Они такие же дурные, бесшабашные и такие же талантливые, как были мы когда-то. Ничего не меняется. Если к нам приходят другие по своей сути актёры, они сразу же отсеиваются. Остаются те, кто предан делу, и они на нас похожи. Только на таких и держится театр – на "сумасшедших" людях.
11 лет Вы являетесь художественным руководителем театра. Для Вас это жертва своими актёрскими амбициями или новый опыт и возможности? Или и то и другое одновременно?
- В какой-то степени это жертва… Как ни странно, когда становишься начальником, у тебя остаётся меньше свободы. Парадокс, но это так, потому что теперь ты отвечаешь не только за себя, но и за весь коллектив, за каждого, а нас там 75 человек. Также, допустим, мне пришлось завязать с кино, пожертвовать им. А что делать? Кто-то же должен на себя взять театр и тянуть… Пока я могу, пока мне хватает таланта, времени, сил, буду этим заниматься.
Ваш театр и труппу часто называют лучшей в Москве. В чём ваш секрет, как думаете?
Сложно сказать… Как и в любом другом театре, мы просто приходим и делаем свою работу, честно играем спектакли, вот и всё. Никакого особого секрета тут нет. Видимо, мы просто созвучны зрителю и времени. Видимо, материал, который мы выбираем для постановок, откликается в душах людей.
Чем сейчас живёт и дышит театральная Москва? Какие спектакли Вы рекомендуете увидеть?
В свой театр я, конечно, приглашаю на любой спектакль, и уверен, что зритель не ошибётся. Этот сезон у нас был очень напряжённый, мы выпустили четыре премьеры, и потому я как-то отошёл от театральной жизни Москвы. Тем не менее мне очень хочется увидеть, например, как в Театре им. Евгения Вахтангова поставили "Войну и мир", интересно, как такой мощный материал воплотили на сцене… Знаю, что в Театре им. А.С.Пушкина идут интересные постановки, и, было бы время, я бы обязательно сходил. А так, вы знаете, когда хочется отдохнуть от театра… У меня сегодня выходной, и, хотя с утра всё равно были дела и рабочие поездки, но вечером я гулял в парке "Зарядье" с одним из своих четырёх внуков, и это было замечательно.
Уверена, что с гастролями и лично Вы объехали немало городов и стран. Расскажите о своих любимых местах на земле. Куда хотелось бы вернуться? И куда планируете отправиться этим летом?
Мне повезло по работе оказаться в стране с великой культурой – в Японии. Я много раз туда приезжал, благодаря совместным проектам бывал в Японии ежегодно. Вот это та страна и те люди, к которым всегда хочется возвращаться. Сейчас пока это невозможно, но времена меняются, и, надеюсь, однажды всё наладится. Когда я попал в Японию в первый раз в 1995 году, то как будто прилетел на другую планету. Там всё другое: люди, архитектура, ментальность, атмосфера... Мне там очень нравится. Удивляет, что даже в самых урбанистичных городах там находится место для небольших парков, сквериков, природных композиций, и японцы за ними с любовью ухаживают… Несмотря на напряжённую работу, в этих поездках я отдыхаю душой, наполняюсь красотой, гармонией, спокойствием.
А ещё за последние семь-восемь лет мы с женой полюбили Крым: садимся в машину, берём своих двух собак и едем на месяц. Исколесили весь Южный берег Крыма, а сейчас облюбовали для себя спокойный отдых в Евпатории. Там и пляжи отличные, и не так много народу…
Светлана Губанова
Май-Июнь 2022 г.
Источник: Журнал "Философия отдыха", № 41, май-июнь 2022 г.