Олег Леушин: "Без премьер мы начинаем задыхаться"

Театральный сезон начинается, как правило, с премьер. Этой традиции придерживается и Театр на Юго-Западе. Свой 43 сезон они открывают комедией Кена Людвига "Примадонны", которую на шутливый манер и с подтекстом переименовали в "ПрямоДонны". Ставит пьесу художественный руководитель театра ОЛЕГ ЛЕУШИН.

 

– Олег Николаевич, после полной страстей булгаковской пьесы "Кабала святош" Вы вдруг ставите комедию, передать всю гамму чувств в которой довольно сложно. Какой посыл будет у Вашей новой постановки?

– Посыл во всех спектаклях у меня всегда один – это любовь. Любовь – она же всегда в разных качествах и разных вариантах проявляется в жизни. И здесь мы берём момент внезапного зарождения любви и на что ради любви люди могут пойти. Отчасти это комедия положений, отчасти комедия с переодеваниями, и она не отягощена глубокой философией. Но мы нашли месседж в зал. Он заключается в том, что, несмотря на наши какие-то изначальные низменные страсти, любовь возможна. Она заставляет нас меняться, совершать какие-то сумасшедшие, невероятные поступки, и в конце концов, она побеждает. Опять же моя любимая тема – актёрская. Интересно наблюдать, как два главных героя выкручиваются из создавшихся ситуаций.

 

Двух главных героев играют Денис Нагретдинов и Антон Белов. По ходу действия они переодеваются в женское платье, изображая сестёр. Насколько актёрам удалось перевоплотиться в женщин?

– У нас будет два состава и в паре с Антоном Беловым играет Фарид Тагиев. И тот, и другой вполне комфортно чувствуют себя в женской роли. У Фарида стройная фигура, он может добавить какой-то манерности. Другое дело - как будет смотреться в женском платье Денис Нагретдинов. Но в этом и есть комедия – в таком несоответствии. Мы сейчас нарабатываем, выстраиваем спектакль, мизансцены, свет, музыку, декорации, танцы. Выходим на этап, когда актёры должны ловить суть роли. Не уйти в пошлость, не уйти в глупую манерность. Это не должно быть ниже пояса, а на уровне Юго-Запада. У нас в этом большой опыт. Взять хотя бы "Бабу Шанель", когда мужики потрясающе играют старушек.

 

– Они настолько хороши, что даже не замечаешь их небритую щетину. Создается полное впечатление присутствия старушек.

– Вот в этом и дело. И нам здесь надо тоже добиться такого эффекта – я верю, что это женщина. Причем, я же не идиот – в сознании это для меня все равно артист Белов, Тагиев или Нагретдинов.

Как режиссёр, я не могу ничего предложить актёрам, а только посоветовать какие-то "пристройки". А задача актёра – моментально переключиться, раздвоиться на сцене. То он мужчина, то мужчина, играющий женщину, и я этой женщине должен верить. Это непростая задача и для её выполнения нужен личный опыт каждого артиста. Поэтому именно эти артисты и играют. Они сейчас в самом соку, им всем плюс/минус около сорока. Опыта набрались уже достаточно. Перевоплощений было много. И во "Встрече с песней" и в других спектаклях.

Мы сейчас на этапе зарождения точных образов. Начинаем "филигранить", огранять эти бриллианты. Надеюсь, к премьере успеем.

 

– Конечно, успеете. Достаточно вспомнить замечательного Валерия Беляковича, который мог поставить спектакль буквально за две недели.

– Да, но до этого проделывалась колоссальная подготовительная работа. А этот наш спектакль возник буквально из ниоткуда и прямо в конце сезона. Артисты уже сидели на чемоданах, в отпуск собрались, а я говорю: "Стоп, ты, ты и ты - задержитесь".

До этого я пробовал один спектакль, но, честно говоря, он не пошёл. Хотя очень хотелось жанр детектива в театр внести. У нас нет пока такого спектакля. А там история – Шерлок Холмс, доктор Ватсон. Я думал, сочинял, пришёл к артистам посоветоваться, но понимаю, что меня это как-то не греет. А премьера нужна. Мы же без премьер задыхаться начинаем. И вдруг я наткнулся на эту пьесу, у меня в сознании родилась декорация, родился ритм. То есть, ритм пьесы совпал с ритмом вращающихся шестерёнок. Как нас любовь, жизнь закручивает, как выбрасывает, как мы начинаем притворяться и всё такое подобное…

И мы буквально после Витебска (театр – участник фестиваля "Славянский базар" – "Т") неделю порепетировали, сделали конструкцию спектакля. А сейчас пришли из отпуска и тоже неделю репетируем. Практически это уже чистый спектакль. Восемнадцатого сентября мы его должны представить публике, которая, надеюсь, не будет швырять в нас помидорами.

 

– В своих постановках вы стараетесь сохранить фирменный стиль Юго-Запада или внедряете что-то новое?

– Новаторство началось ещё при жизни Валерия Романовича, и он оценил мои режиссёрские потуги в этом смысле. В спектакле "Портрет Дориана Грея" я впервые воспользовался опытом профессиональных постановщиков танцев. И это дало сразу определённый уровень спектаклям и актёрской подготовке, восприятию пьесы. Инсценировка "Дориана Грея" – это всего 20 страниц, то есть, час игрового времени, по сути говоря. Всё остальное, весь роман, все его основные посылы и направления переданы через пластику. Валерий Романович посмотрел тогда и сказал: "А что же я теперь должен поставить?"

 

– Он бы мог поставить вообще без слов, только на пластике.

– Так у него есть такой спектакль – "Аккордеоны", но там не было профессионального постановщика танцев. Спектакль без слов, а драматургия присутствует. Это его первая проба, но, к сожалению, не хватило ему времени осуществить всё задуманное.

Так что это новаторство началось еще в 2015 году, а дальше уже нельзя останавливаться в этом смысле. В том же "Мольере" я полностью отказался от декораций в привычном понимании и придумал световые декорации. Для нас это тоже ноу-хау. Так делают другие театры, у которых больше технических возможностей. И дело даже не в том, что у них больше фонарей. Аппаратура у нас очень хорошая, но кубатура не позволяет создавать те спецэффекты, которые возможны именно на большой сцене. Просто в силу нашей камерности. Но мы всё равно стараемся что-то привнести. Даже в этом нашем новом спектакле. При статичности всей декорации, которая никуда не двигается, не меняется, она сама по себе динамическая. И этот момент я тоже перенял от Мастера. Взял за основу его декорации в "Куклах" и сделал их динамичными.

 

– Валерий Романович говорил, что нужно жить в музыке. И все спектакли театра действительно насыщены музыкой.

– Музыка для нас очень важна. Потому что спектакль всегда начинается со звучания. При Валерии Романовиче мы прежде чем что-то начинать делать, собирались все вместе, слушали предложенную им музыку и под неё существовали. И смотрели – подходит ли она, ложится ли на текст, двигает ли спектакль, передаёт ли нужную атмосферу. В общем, любой наш спектакль начинается со звука.

 

– Какая музыка будет звучать в "Примадоннах"?

– Практически все спектакли, которые я сделал в этом театре, оформляет Михаил Борисович Коротков. Я ставлю перед ним задачу, и он перелопачивает огромное количество музыки, подбирая нужный музыкальный фон. И если декорации и костюмы я придумываю сам, то музыкально полностью доверяю Михаилу Борисовичу. Поэтому считаю, что 50-70 процентов успеха спектакля – это всё Михаил Борисович. Для "Примадонн" мы сначала придумали лёгкую музыку – ну комедия же. А потом решили не идти на поводу у своих первых ощущений. Поэтому музыка в спектакле не сильно напоминает комедийную, но она дает определённый драйв. И когда артисты начнут в диссонанс этой музыке работать, то возникнет присущее комедии несоответствие. Существовать под неё надо в каком-то другом жанре. Этого мы и пытаемся добиться сейчас.

 

– Прошлый сезон ознаменовался у вас постановкой пьес Булгакова. Какому автору отдадите предпочтение на сей раз?

– Валерий Романович любил выпускать спектакли дуплетом. И мы в прошлом сезоне завязались на Булгакове. Сейчас тоже выстреливаем дуплетом, но уже в плане режиссёров. На сезон запланированы четыре премьеры. Я даю старт спектаклем "Примадонны". Затем дипломный спектакль будет ставить Максим Лакомкин. После нового года выйдет со своим спектаклем Наташа Бухальцева, тоже молодой режиссёр, но она уже много здесь сделала. И Олег Анищенко придумывает новый для нас жанр с элементами иммерсивности. Если всё сложится, то и он к концу сезона сделает что-то новое. То есть, начнут и завершат год постановки мастодонтов, а в середине сезона себя проявят молодые режиссёры.

 

– Уже много лет я верный поклонник вашего театра и казалось, здесь все знакомы между собою. Но в последнее время появилось довольно много новых зрителей.

– Да, сейчас идёт активная ротация. Раньше раз в пятилетку, может быть, сменялся контингент, и то процентов на пятьдесят максимум. Сейчас другая жизнь и люди открывают для себя наш театр. Налетели, отсмотрели все спектакли и перелетели в другой театр. Конечно, остаются постоянные верные друзья, но и смена происходит достаточно быстро. И это очень хорошо, потому что в какой-то степени популяризирует наш подвальчик.

Надо сказать, что зрители у нас прекрасные. Когда я закрывал сезон, то не смог присутствовать на "Встрече с песней", потому что меня вызвали в Витебск и вручили специальный диплом Постоянного Комитета Союзного государства за творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России. Это очень приятно, но из-за поездки я не попрощался со зрителями. Поэтому, вернувшись из Витебска, организовал встречу, и мы чудно общались два с половиной часа, разговаривали о театре, пили шампанское. Прекрасный получился вечер, душевный, домашний. Так что связь со зрителями я не бросаю, её надо культивировать. Мы и зрители – это единое целое.

 

Елена Милиенко

15.09.2019

 

Источник: Журнал "Театрал", интернет-версия (Оригинал статьи здесь)

Поделиться