"Никто не становится убийцей быстрее, чем родина…"

Премьерный спектакль Театра на Юго-Западе поднимает актуальные проблемы.

Каково это жить в историческое время? Спектакль "Ромул Великий" по одноимённой пьесе швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта в постановке Театра на Юго-Западе говорит о власти и деньгах, о войне и правителях, об ответственности и истории.

 

Пьеса была написана в 1948 году, это период послевоенного передела Европы. Раскрывая судьбы героев древнего Рима, автор показывал современное состояние мира вокруг него.

Режиссер Олег Леушин создает "контрастную" атмосферу. Подобные статуям из мрамора, возвышенные греки, украшающие жизнь императора, и сметающие всё на своем пути безликие воины в чёрных одеждах и масках. На этом контрасте и построен весь спектакль. Эти два полярных мира несутся навстречу друг другу на огромной скорости. Вопрос в том, что будет тогда, когда они столкнутся.

 

Режиссёр сам играет главную роль. Император Ромул в его исполнении - человек максимально неоднозначный. Мы видим, что он заложник власти, что он всё понимает, но упорно изображает легкомысленного куровода. Сквозь искромётный юмор пробиваются важные темы. На лице его всегда беззаботная улыбка, он словно большой ребёнок. Что же на самом деле в голове у этого человека? Что движет тем, кто готов пожертвовать империей? И почему он готов погибнуть вместе с ней?

 

Последний император Римской империи ждал, пока её захватят. Целенаправленно шёл на это с самого начала власти. Но судьба как будто смеётся в лицо всем в этой истории. Жизнь в спектакле настолько трагикомична, что кажется абсолютно реальной. История неумолимо повторяется. Словно проверяет — выучили ли люди очередной параграф из учебника. Но возникает ощущение, что вокруг из века в век сплошные двоечники.

 

В ситуации, когда император спасается только шутками и умением абстрагироваться от реальности, трудно приходится его близким. Образом императорской дочери Реи (Ксения Ефремова) в спектакле поднимается вопрос выбора между любовью к родине, и любовью к близкому человеку. Рея изначально видит себя Антигоной. Репетирует античные трагедии. Но время, которое в итоге тут главный герой, выводит её саму в центр событий античной трагедии.

 

Обломки колонн хаотично разбросаны по сцене. Эти же колонны выполняли функции щитов. Мы на поле боя и на руинах империи. Спектакль говорит о важном и актуальном, он показывает нам людей, которые устали жить в историческое время. "Ромул Великий" много лет спустя продолжает оставаться зеркалом эпохи, в которое каждый смотрит под своим углом. И ищет свои ответы на общие вопросы, которые волнуют всех.

 

 

Карина Оспеньянц, студентка журфака МГУ

14.03.2022

 

Источник: Интернет-версия журнала "Театрал", журфак Театрала (Оригинал статьи здесь)

Поделиться