26 мая 1977 года считается официальным днём рождения Театра на Юго-Западе. С тех пор прошли десятилетия и сегодня театр завершает свой 44-й сезон. И, как прежде, билеты на его спектакли приобретают задолго до назначенной даты, потому что зрительский интерес к театру не ослабевает. Его основатель и бессменный руководитель Валерий Белякович называл своих подопечных "небесными артистами цокольного этажа". Небесными – потому что его актёры не только талантливы, но и бесконечно преданы театру. А цокольный этаж – это собственно сцена и небольшой зал, рассчитанный на 114 зрителей. И, если в последнее десятилетие правительство Москвы предоставило ряду театров новые помещения, или реконструировало старые, то Театру на Юго-Западе фатально не везет – практически подписанный проект здания и разрешение на участок земли под строительство в одно мгновение превратились в недосягаемую мечту.
"Это самая печальная страница в моей жизни, – сказал в одном из своих последних интервью Валерий Белякович. – Потому что и Лужков дал нам землю под театр, и мы сделали потрясающий план здания, но у нашего директора не хватило таланта дожать это дело до конца. И это была настоящая трагедия для меня. Но обращаться с этой просьбой к новому мэру Москвы я уже и не хочу. Моей жизни на это не хватит. Я свою программу минимум давно выполнил. И всё, что идет сверх того, воспринимаю как подарок Бога. Каждый прожитый день. Если молодые, которые будут после меня, захотят что-то изменить, пусть они делают."
Как сейчас обстоят дела с проектом нового здания театра, и есть ли перспективы построить его в обозримом будущем – с этим вопросом "Театрал" обратился к художественному руководителю театра Олегу Леушину, ученику и последователю Валерия Беляковича.
"В свое время Валерий Романович почти добился реализации проекта, но что-то не срослось, и он оставил эту идею. Вот папка с документами, которые он собрал, – Олег Николаевич открывает папку, она всегда лежит на его рабочем столе. – Здесь все подробно расписано. Но кроме идей и желания осуществить мечту Валерия Романовича, у меня нет ничего. Нужна земля под строительство, новые проекты. Но все упирается в деньги. Я - художественный руководитель и мое дело сцена, актерство, внутренние проблемы театра. Нам нужен человек, который должен быть хорошим менеджером и сможет продвинуть проект строительства нового здания. Найти на это финансы. Надо искать спонсоров, меценатов. Но, чтобы их привлечь, в театре должны быть медийные лица, в которые захотят вложиться. А у нас нет супермедийных лиц. Есть рабочие лошадки, которые каждый вечер выходят и делают своё дело. И делают его прекрасно, поэтому зрители выходят счастливые и довольные.
Мы стараемся сделать наш театр-дом как можно удобнее и привлекательнее для зрителей. Осваиваем и улучшаем то пространство, которое у нас есть. У нас стильное фойе, очень атмосферное арт-кафе. В зрительном зале немного подвинули ряды в сторону сцены, и расстояние между рядами стало шире. В перспективе хочу поменять кресла, но цены на них зашкаливают."
Во время пандемии все театры были закрыты для зрителей. Чем занимались ваши актёры и остальные сотрудники?
Во время Большого карантина – назовем его так, в театре функционировали только бухгалтерия и технические службы. Чтобы попасть в театр, я оформлял рабочий пропуск, потому что приходилось ездить по делам. Но даже репетировать категорически запрещали. И чтобы не терять форму, не отрываться от зрителей, да и самим не скучать, мы два раза организовывали на онлайн-платформе спектакль "Встреча с песней", причём каждый артист демонстрировал свой номер из места изоляции – будь то квартира, дача, или вообще другой город. Получилось очень необычно и весело.
Надо отдать должное Департаменту культуры Москвы, благодаря им мы получали зарплату, не играя вообще. Иначе, как жить, на какие средства содержать семью?
Потом, когда разрешили играть при наполняемости зала 25%, это был кошмар! Мы играли "Мастера и Маргариту", и нас на сцене было больше, чем людей в зрительном зале, или поровну. Благо это продолжалось месяц, или два. Правда, потом возникли проблемы с заболевшими артистами. Перед новым годом пришлось устроить полный локдаун, потому что невозможно было тянуть репертуар. Дешевле было закрыться на какой-то момент, и мы почти три недели не работали. Потому что это проблема – один выпал и надо искать замену. А это происходит всегда внезапно. Кого-то можно заменить, а кого-то нет. Все зависит от уровня роли, объема текста, физиологической способности любого артиста. За этот сезон наши артисты много подвигов совершили. Срочные замены, моментальные вводы. Ты с утра звонишь артисту, а вечером он должен играть. И не массовку, а большие роли. И многие артисты прошли через эти мельницы. Мне самому пришлось играть Гамлета спустя десять лет. Все решалось в день спектакля. Вечером спектакль, а в два часа дня выясняется, что нет Гамлета. Попросил Лёшу Матошина подыграть, он когда-то играл Клавдия, и вот мы с ним тряхнули стариной. Незабываемое ощущение, но оказывается, всё помнится, все слова, все мизансцены. Поистине актёрские подвиги мы совершали в прошлом году. Сейчас играем каждый день, а по выходным по два-три спектакля.
Всем театрам сегодня нелегко. Театр на дотации, но дотация, чтобы мы жили, получали минимальные зарплаты. А основной доход складывается из кассы. Сейчас нам разрешили работать при 50% заполняемости зала. Но этот доход даже доходом не назовешь. Просто как-то сводим концы с концами. Надо перетерпеть. Карантин когда-нибудь закончится.
Осталась ли в театре традиция, заложенная Валерием Романовичем, в конце сезона представлять очередную премьеру?
Да, мы сейчас репетируем новый спектакль – "Ромул Великий" Фридриха Дюрренматта. Пьеса о гибели Римской империи. Вещь мне показалась интересной и достаточно современной, потому что мы тоже стоим на пороге смены каких-то цивилизаций. Спектакль ставлю я, и сыграю в нём главную роль. Мне очень интересно, как в мозгу у человека родилась идея пожертвовать всей империей, чтоб на смену пришла другая империя. В какой такой эйфории он живёт? Почему он ничего не делает, почему не спасает свой народ, свою империю? Человек живёт в каком-то идеалистическом мире, и в этой психологии хотелось бы разобраться.
Сделаем предпремьерный показ в конце сезона, чтобы зрители посмотрели, а мы за лето осмыслили, что надо доделать, или поменять. И в начале 45-го, юбилейного сезона выпустим официальную премьеру. Романыч не любил все эти праздники, дни рождения театра отмечали пятилетками. Так что следующий сезон – 45-й непременно отметим, сделаем праздничным. А так все наши дни рождения в работе, работе, работе.
Самое главное – хочется сказать спасибо. Во-первых, зрителям за их бесконечную непроходящую любовь и преданность нашему театру. И огромная благодарность нашим актёрам за их творческий и человеческий героизм. Когда люди в течение сезона выходят на сцену, заменяя выбывших. Это как на фронте – один слег в госпиталь, на его место встаёт другой. Никто не отказался от роли, никто не отказался от вводов. Это величайшая преданность профессии, театру и зрителям.
Елена Милиенко
26.05.2021
Источник: Интернет-версия журнала "Театрал" (оригинал статьи здесь)