"Старые грехи", Татьяна Таран

"Анночка! Когда же наконец ты простишь мне увлечение минуты?"

Анночка уж померла, и не простит измену, но как сказать об этом раскаявшемуся титулярному советнику Кувылдину? Где найти слова, чтобы не сразу, а исподволь, не оглоушить, а мягонько так, безболезненно, да чтоб не до сердечного приступа, а дипломатично, как велели родственники преставившейся Аннушки. Поди, справься с этой задачей!

Актёр Сергей Бородинов слова берёт у Чехова, но нагнетает ситуацию до крайности, до белого каления, до абсурда:

- Подумаешь, два слова ему сказал, а он уж и помирает!

 

Чехов актуален всегда.

Смешать водку с хреном и прикладывать к больному месту? Завсегда у нас так! Керосин от рака, скипидар на пятки, печёный лук на прыщ. Рассказ "Хирургия" Антоша Чехонте написал в 1884 году, и, думаете, многое изменилось? Лепёшки с мёдом у некоторых граждан до сих пор как панацея, несмотря на мощные томографы и всякие УЗИ. Поэтому герои ранних рассказов Чехова близки и понятны, поступки их кажутся вполне мотивированными. И мы узнаём "брата Колю" в персонаже актёра Андрея Санникова:

"Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели тёплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост..."

Не соблюл? Настрадаешься теперь, не то, что давеча!

Сцена удаления зуба пассатижами должна войти в учебники актёрского мастерства! Тщедушного дьячка придавливает авторитетом – и не только медицинским, а всей мощью крупного тела – земский фельдшер, взявший на себя смелость быть за доктора. Как не отмахивался от него Вонмигласов, как не осенял крестом нечестивца-костолома Курятина, тот сделал своё дело – сломал зуб болящему!

"Хирургия, брат, не шутка... Это не на клиросе читать... (делает тракцию). Не дергайся... Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил... (тянет). Не шевелись... Так... так... Не шевелись... Ну, ну... (слышен хрустящий звук). Так и знал!"

Не тот инструмент взял! Не щипцами надо было, а козьей ножкой! Разочаровавшись во врачебном деле, фельдшер в исполнении Михаила Беляковича прогнал всех остальных - с поломанными ногами и жаждущих немедленно родить.

Тут должна признать, в самую точку попала песня (впрочем, как и вся музыка спектакля): "Ах зачем эта ночь так была коротка? Не болела бы грудь, не стонала б душа!" Я честно вернулась к первоисточнику, потому как не помню там эпизода на сносях, его и не оказалось, но на то и режиссёр в театре, чтобы сделать акцент, добавить перца или изюму, усугубить и углубить. Как говорит один из героев этой театральной постановки: "Главное – поглубже взять!"

 

Режиссёр Театра на Юго-Западе Олег Леушин с задачей справился. А нам, зрителям, представил композицию, собранную из нескольких коротких рассказов начинающего тогда под псевдонимом Антоши Чехонте гениального автора.

"Два газетчика" Чехов написал в 25 лет. Но и сегодня – это классическое отображение редакционной жизни! Один журналист будет сидеть и ныть, что интересных тем не осталось, что "всё уже написано давно", а другой в выеденном яйце найдёт информационный повод и накатает триста строк в один присест. Вопрос журналистской этики, выраженный во фразе "ради красного словца не пожалеет и отца", был актуален и прежде, и ныне.

"Рыбкин, сотрудник газеты "Начихать вам на головы!" накинул себе петлю на шею и с удовольствием повесился. Шлёпкин сел за стол и в один миг написал: заметку о самоубийстве, некролог Рыбкина, фельетон по поводу частых самоубийств, передовую об усилении кары, налагаемой на самоубийц, и ещё несколько других статей на ту же тему. Написав всё это, он положил в карман и весело побежал в редакцию, где его ждали мзда, слава и читатели".

Я тоже знаю таких журналистов. В нашей среде таких Шлёпкиных называют "писучими".

 

Искусство перевоплощения Санникова из дьякона во французского гувернёра происходит на глазах у зрителя. От рясы служителя храма до щёгольского костюма, от церковнославянского языка до парижского прононса – всё подвластно этому замечательному актёру. В паре с ним – харизматичный Денис Шалаев, кажется, созданный для "ваше-благородских" ролей.

"Я не могу только вам объяснить, но, как бы это выразиться, во французе не хватает чего-то такого, этакого… (говорящий шевелит пальцами) чего-то такого… юридического. Я, помню, читал где-то, что у вас у всех ум приобретённый, из книг, а у нас ум врождённый. Если русского обучить как следует наукам, то никакой ваш профессор не сравняется".

 

Рассказ "Налим" и его отражение на сцене я пересказывать не буду, потому что это действие словами не описать! Это нужно видеть, от этого можно смеяться до колик, а после посмотреть на соседа по зрительному залу и в один голос сказать: "Вот это мощь!".

 

Рассказ "На чужбине" - очень русский. И очень современный. Как и рассказ "Депутат". На словах все смелые! А когда прижмёт, когда потеряешь свои 25 рублей, как депутат Дездемонов, то поймёшь главную чеховскую мораль: "Не бунтуй!" Актуально, что и говорить.

 

Меня завораживает чеховский стиль письма. Коротко, ёмко. Сделать полифонический спектакль из коротких ранних рассказов – задача, решённая основателем и первым режиссёром Театра на Юго-Западе Валерием Беляковичем. Премьера состоялась в 1979 году, но спектакль сошёл со сцены почти на два десятка лет.

 

23 апреля 2022 года театральная композиция "Старые грехи" предстала в обновлённом, ярком варианте. Зал скандировал "Браво!", актёры четырежды выходили на поклон. Действительно, браво!

И это повод перечитать ранние рассказы Чехова.

 

Татьяна Таран

25.04.2022

Оригинал отзыва здесь

Поделиться