Средство Макропулоса: Смерть в любви или вечность в одиночестве

Спектакль рассказывает об известной артистке, уже триста лет выступавшей на публике. Жизнь её пресытила – она безумно устала от любви, славы, людей. Тем не менее она, как и все люди, боится смерти. Потерявшая рецепт бессмертия, героиня пытается его вернуть и ради этого вмешивается в судебные тяжбы за поместье между наследниками бароном Прусом и Альбертом Грегором. С этого и начинается исповедь о цене бессмертия, праве на распоряжение вечной жизнью и личной драме роковой женщины.

Спектакль поставлен по пьесе Карела Чапека, который основной проблемой рассматривал как раз-таки проблему принудительного нестарения. Свои размышления об этом он излагал еще в 1918 году в статье “Философия и жизнь”, а апофеозом стала пьеса “Средство Макропулоса” в 1922 году.

Однако режиссёр Олег Леушин пересмотрел проблематику и акцентировал внимание на личной драме бессмертной героини. Эмилия Марти – это архетипичный образ femme fatale, возведённый в гиперболичную составляющую. Под её очарование попадают все: мужчины и женщины, юноши и старики. Все желают героиню, но никто не хочет её понять. За Эмилию умирают, мужчины готовы любыми средствами заполучить девушку и в этом проклятье героини. Она глубоко несчастна, и сама стремится к одиночеству.

Если говорить об игре актёров, то тут мнение неоднозначно. Конечно, основное внимание было приковано к игре Дымонт. Она затмевала остальной состав и это было даже на руку постановке. Молодой состав играл несколько гротескно, гиперболизировал эмоции и из-за этого всё время уходил в комедийную составляющую. В комедии нет ничего плохого, но в постановке она проявлялась слишком резко, иногда даже не к месту. В действие словно не смогли грамотно интегрировать юмор и из-за этого он казался несколько чужеродным в постановке.

А вот сценография - свет, музыка, декорации - были использованы как нельзя грамотно. Мелодия акцентировала происходящую драму, свет обыгрывал накаляющуюся обстановку, а декорации в виде зеркал стали просто гениальным решением. Как отмечает режиссёр Олег Леушин, зеркало для него – символ бесконечности, отражения человеческих жизней и, что особенно важно для постановки, бессмертия. Помимо зеркал на сцене не было ничего: ни мебели, ни каких-либо вещей - только актеры. И это опять же играло на руку – всё внимание было сосредоточено на игре, артистах и их отражениях.

Ещё одно грамотное решение, работающее на символику – инферно или души, в чьих смертях повинна героиня. Они – её личные призраки прошлого, которые мёртвым грузом лежат на совести Эмилии.

Учитывая, что “Средство Макропулоса” - это бенефис Карины Дымонт, то постановка выбрана удачно. Тридцать лет назад Дымонт начинала с нетленных “Ромео и Джульетты” - истории о любви и смерти. Сейчас же она сыграла в спектакле о вечной жизни без любви – и это придаёт отдельный смысл в контексте её творчества.

 

Екатерина Шляхтина

30.10.2022

 

Источник: Первое студенческое агентство (Оригинал отзыва здесь)

Поделиться