"Кабала святош", LiveJournal, Flower004

       Спектакль поставлен по одноимённой пьесе Булгакова, которая описывает жизнь талантливого драматурга Жана-Батиста Поклена (Мольера).

      Тот редкий случай, когда шла на спектакль, не прочитав предварительно пьесу. Просмотр побудил восполнить литературный пробел.

       Каково это быть искренним и открытым, творить от души и сердца, когда окружающие вынуждены жить в масках? Каково это говорить то, что думаешь и чувствуешь, зная, что в любой момент за свою честность можешь жестоко расплатиться перед всевидящей Церковью? Каково это быть собой и не стараться мимикрировать ради собственного выживания, зная, что можешь впасть в немилость короля?

       Думаю, не только я задавала себе подобные вопросы при просмотре.

      Сложно удержаться от параллели Мольер-Людовик и Булгаков-Сталин. Тем более, что исторический контекст создания произведения к этому благоволит. Неудивительно, что при Сталине долгое время пьеса была запрещена к постановке. Как и Мольеру Людовик запрещает ставить "Тартюфа", видя в нём нескрываемую сатиру, так и Булгакову Сталин разрешает к постановке только "Дни Турбиных".

 

       Каким же получился спектакль на сцене Театра на Юго-западе?

      Мольер Сергея Бородинова не выглядит столь ранимым и чувствительным, каким изобразил его Михаил Булгаков, скорее равнодушным и эгоистичным. Кажется, что страсть к молодой Арманде (Алине Дмитриевой) для него важнее многолетней преданности Мадлены (Ольги Ивановой).

      Великолепен Архиепископ (Андрей Санников). Жёсткий, беспринципный, не видящий ничего, кроме законов Церкви.

       Очень меня впечатлила игра Ольги Ивановой. Искренняя, сильная, из любви к Мольеру не желавшая раскрыть тайну Арманды. Исповедь Мадлены с уверенностью можно назвать одной из самых ярких сцен спектакля.

       Свет. Ему отведено особое место в спектакле. Он снимает маски, показывает вещи и людей такими, какие они есть. Игра света превращает спектакль в фантасмагорическое действо.

       Маскам тоже отведена особая роль. Масками скрыты лица актёров. Порой неясно, где заканчивается маска и начинается лицо. Масками закрыты не только лица, но и души. Проще жить под маской, быть как все. Жить без неё опасно и чревато, что мы и наблюдаем на примере жизни Мольера.

 

       Спектакль поднимает множество неоднозначных вопросов, заставляет задуматься и многое переосмыслить. Жить под маской или быть собой? Быть искренним или остаться в тени? Говорить и писать то, что подсказывает сердце, или изменить себе, но зато не остаться без покровительства?

 

       Сильный спектакль, оставляющий после просмотра неоднозначное послевкусие.

 

24.05.2019

Источник: LiveJournal.ru (Оригинал отзыва здесь)

Поделиться