Портрет Дориана Грея. LiveJournal. Lotta

Текст знаменитого романа Оскара Уайльда хорошо известен, много раз использовался в различных постановках (например, фрагментом - в спектакле К.Богомолова "Идеальный муж"), и если не пускаться во все тяжкие (как тот же Богомолов), то не уйдешь далеко ни от сюжета, ни от авторской мысли. Потому меня больше всего интересовал один момент: как постановщик разобрался с визуализацией самого "портрета"- ведь это и есть главный ключ пониманию спектакля. Кажется, что речь всего лишь об элементе формы, а содержание можно извлечь из произносимого текста. Можно, конечно, но далеко не все. Даже если это текст Уайльда (он-то писатель, а здесь мы имеем дело не с литературой, а с театром).

 

В распоряжении Театра на Юго-Западе нет операторов с камерами и навороченного экрана, который бы позволил открыть окно в "другой" мир: только аскетичное сценическое пространство с зеркалами, костюмы актёров, куски ткани - и сами актёры, обладающие замечательной пластикой. То, как была решена загадка "портрета", представляется мне главной удачей спектакля, дающей зрителю намного больше, чем многословные диалоги Чёрного и Белого (персонажей, вторичных по отношению ко многим постановкам, в том числе самого ЮЗ). Загадку я всё же раскрою: живой "портрет" размещён в одной из ниш задника и отделён от сцены занавесом. Главное - он многофигурный! Рядом с Дорианом помещены люди, с которыми свела его судьба, а его жертвы будут попадать к нему туда, в тот мир, где белое постепенно замещается чёрным - то есть тема старения, уродства решена метафорически. Это не моно, не соло, не портрет человека - а портрет его судьбы. Конечно, у актёра, играющего Дориана, есть двойник, и они очень лихо замещают друг друга, просто здорово.

 

К сожалению, неосвоенной осталась другая ниша, где тоже мог состояться момент искусства. Дело в том, что в спектакле предполагается "театр в театре", когда Сибилла Вэйн играет Маргариту. Молодая актриса Алина Дмитриева очень пластична, и, если бы первую сцену из "Фауста" поместить в нишу и решить как-нибудь условно, пластически, зрителю легко было бы поверить, что Сибилла произвела сильное впечатление на героя своей прекрасной игрой. Вообще, если "театр в театре" играть "в лоб", по-всамомделищному - это подстава для артистов. Ведь Алина должна была "изобразить" гениальную игру своей героини, а не стараться играть гениально в обстоятельствах, которые совсем к этому не располагают. В итоге "плохая" игра Сибиллы не слишком отличается от "гениальной", и это вина не актрисы. В итоге две долгие многословные сцены сильно утяжеляют и так длинное 1-е действие.

 

Вообще, многословие и морализаторство, к сожалению, лишают спектакль лёгкости и изящества, которых ждёшь от такого материала.

 

Другой неубедительный момент связан с главным героем. Михаил Грищенко очень красив - пока не начинает говорить или двигаться (то есть получается, что на "портрете" ему самое место). Пока он играет молодого простофилю, куда ни шло, но всякие изысканные пороки - это не про него, он выдаёт только внешнее, причём не очень изящно, что для данного материала непростительно, и уж тем более на фоне массовки, которая (в большинстве) въехала в стиль Уайльда легко и непринуждённо (ведь это, в общем-то, стиль театра).

 

Совсем недавно в ЮЗ было два молодых героя, способных сыграть Дориана (хотя и не писаных красавцев), сейчас, видимо, нет ни одного. Я даже подумала, что для пробы, может, стоило бы поменять местами героя и дублёра, но уверенности нет, Владимира Курцебу я почти не знаю. В общем, единственная сцена с участием Дориана, которая захватила и была по-настоящему живой - столкновение героя с братом Сибиллы (и это целиком заслуга Дениса Нагретинова).

 

Несмотря на недостатки, спектакль хорошо смотрится. Работают музыка, свет, массовка, интересно решена сценография - красиво. А ведь в случае с инсценировкой Уайльда это, пожалуй, самое важное: главный смысл рождается из эстетики, из формы, а не из содержания монологов. Ну и, конечно, "портрет" - для меня он, что называется, "сделал" спектакль.

 

 

Автор фото: Сергей Тупталов, фото с сайта Театра на Юго-ЗападеАвтор фото: Сергей Тупталов, фото с сайта Театра на Юго-Западе

Lotta

19.09.2017

 

Источник: LiveJournal, Lotta (Первоисточник текста здесь)

Поделиться