"Кабала святош", LiveJournal, Ms-sunshine94

       Ещё раз убедилась в том, что Театр на Юго-Западе – мой любимый, побывав на основной премьере этого сезона – "Кабале святош" в режиссуре Олега Леушина. В зале, как обычно, был аншлаг – стояло много дополнительных стульев и были заняты все ступеньки. Как обычно, камерность зала играет на руку – когда зритель сидит практически вплотную к сцене, погружение в спектакль гарантировано.

    Оговорюсь сразу, что я уже видела "Кабалу святош" в ЦАТРА, мне очень понравилось, но безумно хотелось посмотреть и одноимённую постановку в любимом Театре. В "Кабале святош" Леушина есть много уже привычных "фишечек": много танцев, оригинальные костюмы Ольги Ивановой (это она также играла Мадлену Бежар? Если да – мое почтение) и, конечно, традиционное звуковое оформление Михаила Короткова и свет, поставленный Вячеславом Климовым. Синий, лиловый, розоватый…  Получаешь настоящее эстетическое удовольствие. Многочисленные зеркала, как всегда, делают сценическое пространство поистине бесконечным.

       Спектакль начинается со своеобразного представления всех действующих лиц. Все артисты поочередно появляются перед нами. Артистами они остаются и по сюжету – труппа господина де Мольера (Сергей Бородинов) готовится к представлению комедии перед очами самого короля Людовика XIV (Андрей Кудзин). Мы наблюдаем суматошную подготовку к спектаклю. Король остаётся в восторге, Мольер – его новый любимец, а вот в личной жизни у участников труппы всё сложно. Мольер собирается жениться на молодой актрисе Арманде Бежар (Алина Дмитриева), которая ждёт от него ребёнка, забыв свою былую любовь – её старшую сестру Мадлену Бежар (Ольга Иванова). Верный Лагранж (Максим Лакомкин) пытается отговорить девушку от величайшей ошибки в её жизни.

     В "Кабале святош" поднимается тема ничтожности человека, вздумавшего потягаться с сильными мира сего: королём, Кабалой и с самой судьбой. Они не оставят ему шанса, и за свои нечаянно совершенные грехи придется платить. А потому, что не нужно насмехаться в своих пьесах над религией и злоупотреблять дозволением играть их в Пале-Рояле. Скажу честно, что Мольера мне ни в одной интерпретации практически не жаль – слабый, погрязший в собственных страстях человек.

     Именно в данной постановке как-то особенно заметно, что практически все основные герои – актёры, лицедеи. Маски приросли к ним, стали их вторыми лицами. Стареющая Мадлена Бежар произносит свою речь об уходе из театра с таким апломбом и драматизмом, что кажется, будто она прямо сейчас играет свою последнюю роль. Арманда Бежар и её молодой любовник Захария Муаррон (Фарид Тагиев) то ли заигрывают друг с другом, то ли репетируют любовный диалог.

     Фарида Тагиева хочется отметить отдельно – его Муаррон заставляет себе сопереживать. Вроде бы – наглый юноша, явился неизвестно откуда, втёрся в доверие к Мольеру, тот его усыновил, а парень соблазнил его жену, да еще и раскрыл Кабале его тайну. Настоящий Иуда. Но в конце оставшийся в одиночестве Мольер прощает блудного сына  и зрители, думаю, вместе с ним.

       Кабала святош в лице парижского архиепископа де Шаррона (Андрей Санников), брата Силы (Александр Шатохин) и …..(честно скажу, не поняла, кто второй брат. Брат Варфоломей (Иван Городецкий)? ) – это страшная сила, которой невозможно противостоять. Она триедина – три неразлучных Брата интригами, подкупом, угрозами достигают своей цели.

       Конечно, в спектакле есть и комические моменты. Очень понравился слуга Мольера Бутон (Денис Шалаев) – их постоянные пикировки с хозяином неизменно заставляют зал хохотать. Прекрасен и д’Орсиньи "Помолись" в исполнении Дениса Нагретдинова – недалекий, грубый, не прочь поволочиться за женщинами, что в итоге его и погубит. Очень смешная получилась сцена с попыткой д’Орсиньи познакомиться с Армандой и старающимся им помешать Бутоном.

       Не знаю, как было в оригинале, но здесь понравилось, что Людовик в итоге сжалился и раскрыл Мольеру, в чем именно его обвиняют и почему он впал в немилость. Это кажется более логичным и менее жестоким, недели в версии ЦАТРА, когда бедный писатель до конца жизни так и не понял, что же он сделал не так. Короля тоже в какой-то мере можно понять – его опозорили, "подставили", негласно заставили потворствовать греху и грешить собственноручно.

       Вообще, всех можно в этой пьесе М.Булгакова понять, но не всех – оправдать. "Кабала святош" - сложный и морально тяжёлый спектакль. Но приятно видеть, как зрители кричат "Браво!" на поклонах.

 

07.02.2019

Источник: LiveJournal.ru (Оригинал отзыва здесь)

Поделиться