"Кабала святош", LiveJournal, Elena_shmyreva

Автор фото: Елена Шмырёва

       Как я переживала прошлой весной после увиденного "Дориана Грея", будет ли для меня что-то столь же целостное и прекрасное на сцене Юго-Запада. И долго ждать не пришлось. Премьера этого сезона "Кабала святош" продолжает серию спектаклей, на которые хочется повторно взять билет, сразу по выходу из зрительного зала.

       Популярная пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова о Жан-Батисте Мольере. Жизнь, полная мифов. Один из таких мифов и положил в основу своего произведения Булгаков. Во времена Мольера ходили слухи, что уже немолодой Жан-Батист был покорён чарами и женился на Арманде Бежар, которая являлась не сестрой его давней театральной подруги и любовницы Мадлены Бежар, а её дочерью. Но не это самое ужасное, а то что Арманда, по досужим предположениям, вполне могла приходиться дочерью  и самому Мольеру. Такая Санта-Барбара.

       Намёки на тайны начинаются с первых минут действия. Но в начальных сценах мы видим счастливого влюблённого человека, который далёк от интриг и загадок. Он счастлив, что складывается удачно его театральная карьера. Мольеровская труппа получила разрешение короля играть на королевской сцене Пале-Рояля. Всё просто чудесно, только почему-то Мадлена Бежар да преданный соратник Лагранж совсем не рады известию о предстоящем бракосочетании Арманды с Мольером. Мольер не придаёт этому значения, он упоён своей любовью и королевским вниманием.

       И следующее действие по прошествии пяти лет. Куда делась влюблённость и привязанность? За пять лет совместной жизни, конечно, многое может измениться. А если кроме понимания, что личная жизнь не складывается, тебе ещё бьют по рукам в творчестве — церковники стараются запретить показ пьесы "Тартюф" и строчат доносы королю, да и здоровье начинает подводить... Уже совсем иным мы видим главного героя. Усталый немолодой человек с тяжкими душевными переживаниями. Широчайший диапазон эмоций демонстрирует в роли Мольера Сергей Бородинов. 

       В речи Мольера Булгаков вкладывает собственные мысли о взаимоотношении художника и власти. Для меня булгаковские фразы из уст Мольера звучат перебором. В начале почти восточная цветистость: Вы несёте для нас королевское бремя. Я, комедиант, ничтожная роль. Но я славен уж тем, что играл в твоё время, Людовик!.. Великий!!. Французский!!! Король!!!

       А после запрещения играть "Тартюфа" (при этом, чтобы труппа не умерла с голоду, остаётся разрешение играть в Пале-Рояле смешные комедии): Золотой идол, а глаза, веришь ли, изумрудные. Руки у меня покрылись холодным потом. Поплыло всё косяком, всё боком, и соображаю только одно -  что он меня давит! Идол!

       Все эти слова произносятся по отношению к ироничному, весьма скептически настроенному к церкви и дружественно к театру, королю Людовику XIV. Королю, который понимал роль Мольера и театра:  Дерзкий актер талантлив.  Но… я попробую исправить его, он может служить к славе царствования. 

       Остро пишете. Но следует знать, что есть темы, которых надо касаться с осторожностью. А в вашем "Тартюфе" вы были, согласитесь, неосторожны.  Духовных лиц надлежит уважать. Я надеюсь, что мой писатель не может быть  безбожником? Твердо веря в то, что в дальнейшем ваше творчество пойдет по правильному  пути, я вам разрешаю играть в Пале-Рояле вашу пьесу "Тартюф".

       И, возможно, все попытки церкви убрать пьесу вольнодумного драматурга с парижских подмостков так бы и остались не реализованными, но вмешался случай. Предательство усыновленного подросшего воспитанника Мольера дало в руки церковников козырь, обеспечивший королевский запрет постановки.

       Все описываемые события создают сюжет спектакля. Он один для многих театров, обращающихся к этому произведению. Но как сценография, выбор актёров и их игра могут сильно влиять на результат.

       Признаюсь честно, не видела ни одного слабого актёра в роли Мольера, но вот многие параллельные герои других постановок почему-то не вспоминаются. Возможно, потому что видела спектакль Юго-Запада совсем недавно, но на сегодняшний день у меня пред глазами стоят... И женская пара Мадлен Бежар с Армандой Бежар - двух этих дам исполняют родственницы по жизни - великолепная Ольга Иванова и ее молодая копия Алина Дмитриева.

Автор фото: Елена Шмырёва

       Переживающий за своего учителя и руководителя хранитель тайн и летописец труппы Шарль Варле Лагранж по прозвищу "Регистр" в  исполнении Максима Лакомкина.

Автор фото: Елена Шмырёва

       Слегка неуклюжий едкий слуга Мольера Жан-Жак Бутон, сыгранный Денисом Шалаевым.

Автор фото: Елена Шмырёва

       Все представители святой Кабалы, начиная от архиепископа города Парижа маркиза де Шаррона в исполнении Андрея Санникова, до полоумного брата Варфоломея (Иван Городецкий) и брата Силы (Александр Шатохин).

Автор фото: Елена Шмырёва

       Хватающийся при любом поводе за шпагу маркиз Д'Орсиньи по прозвищу «помолись» в исполнении яростного Дениса Нагретдинова.

       И неудачник-предатель Захария Муаррон, так вкрадчиво пытающийся голосом Фарида Тагиева соблазнить "маменьку" Арманду; и в этом выборе на роль есть ещё одна правда — правда того, что пронзительностью игры Фарид реально наступает на пятки старшему актёрскому поколению.

       И, конечно, молодой роскошный Людовик XIV в исполнении Андрея Кудзина. Людовик - отдельное попадание. Очень правильно, что на роль поставили молодого человека значительно младше исполнителя Мольера. Это верно исторически. Их разница в возрасте составляла 16 лет.  И именно такой выбор для меня, наконец, оправдывает не слишком логичные неблагодарные речи булгаковского Мольера. Это речь вызвана во многом и завистью, завистью к высокому положению, молодости. У пожилого таланта совсем немного дней впереди, годы жизни прошли. И в его речи  чувствуется не личная обида, а горечь общей вселенской несправедливости.

Автор фото: Елена Шмырёва

      Декораций нет совсем, но есть СВЕТ! Он создаёт занавесы и кулисы, решетки и двери, застенки Кабалы. Потрясающее решение.

Великолепный спектакль, достойный, чтобы его увидело как можно больше зрителей.

Автор фото: Елена Шмырёва

Из желаний: хочется увидеть в роли Мольера и режиссёра-постановщика Олега Николаевича Леушина.

Автор фото: Елена Шмырёва 

 

12.02.2019

Фото автора

Источник: LiveJournal.ru (Оригинал отзыва здесь)

Поделиться