"Кабала святош", LiveJournal, Аnik06

       Невидимый свет ткёт покрывало ночи всеми оттенками красного. Тонкие кружева спускаются, струясь, вниз и сквозь них мы видим маски комедии "дель арте". Музыка, смех, лицедейство. Так начинается спектакль "Кабала святош". Когда шла на спектакль, то понимала, что "юго-западные"(простите за фривольность, я их очень люблю!) поставят нечто отличное от всех других интерпретаций пьесы Булгакова, но чтобы так лично и так глубоко… не ожидала. Я видела несколько постановок "Кабалы", и среди них были и хорошие, такие классические с полной расстановкой сил… и только. А то, что ждало меня на сцене Театра на Юго-Западе, заставило вдохнуть… и выдохнуть через пару часов, уже по дороге домой в машине.

       В спектакле не сделаны акценты на эпохе, в которой творил Мольер и правил Король-Солнце. Такая история взаимоотношения творца и власти, гения и политики вне времени. И здесь нет положительных и отрицательных персонажей. Даже Муаррон, даже Кабала в лице архиепископа и его клики. Есть люди, поставленные волею судьбы в определённые обстоятельства, и посему играющие определённые роли.

       Король Людовик, прекрасный и обожаемый всеми и самим собой. Несмотря на всю мишуру и блеск величия, это всего лишь монарх, которому негоже иметь свои предпочтения, если они противоречат общественному и церковному мнению. Андрей Кудзин в роли венценосного монарха легок как бабочка-махаон, лучезарен как Солнце (а он же и есть Солнце!)) и, наверно, самый светлый и позитивный герой спектакля.

       Обстоятельный и верный Лагранж, летописец и бытописец, знающий многое, преданный, а оттого бессильный -"многие знания - многие печали". Максим Лакомкин хорош - в меру прирожденного изящества, в меру героизма.

       Трудная роль досталась Фариду Тагиеву- Захарий Муаррон. Его судьба трагична и жестока, а в самом произведении Булгакова рассказанная довольно подробно. Но спектакль в театре на Юго-Западе немного сместил приоритеты, и о Захарии как-то мельком, но всё же Фарид смог раскрыть весь трагизм и неоднозначность своего героя. И я, как и Мольер, простила б его за предательство, читая в его глазах муку и раскаяние.

       Поразил Иван Городецкий в роли монаха Варфоломея. Вот это, наверное, единственное чистое зло в спектакле. Такие изуверские ухмылка и интонации. Очень страшный этот Варфоломей. А Маркиз де Шаррон (Андрей Санников) и монах Сила (Александр Шатохин) - они, да, истинная власть, но сколько скуки вызывают все эти инквизиторские дела для них, их превосходство в уверенности в непогрешимости Черной Кабалы. Вся суть тирании и грязного политиканства в их действиях и словах. Страшно и брезгливо …

       А Денис Нагретдинов в роли "Помолись"! В его исполнении сей грозный и вспыльчивый муж оказался довольно справедливым и достойным человеком.

       Прекрасные дамы-актрисы Пале-Рояль, истинные кокотки и примы! Хотя прима только одна - Мадлена Бежар. В исполнении Ольги Ивановой до чего же она мудрая и любящая, до слёз жертвенная. И все-таки она настоящая Муза и Друг великого комедианта и комедиографа.

       Очень понравилась Карина Дымонт в роли юной Арманды. Ей удалось создать юный и наивный образ возлюбленной Мольера. Этакая Коломбина)

       И опять маски… маски. Изящные па и манерные повороты, мельтешение за сценой и смешные пассажи с участием неунывающего Бутона (Денис Шалаев). И всем этим верховодит, и принимает самое что ни на есть участие - Шут, Мастер, Гений - Жан-Батист Поклен. Эту самую круговерть положений как на сцене, так и в жизни создал он. Его гений создал злободневные произведения, его гений содержит всю эту театральную махину, его гений отвечает за людей. Но его гений спотыкается о Любовь  и Предательство, а жизнь его рушит Черная кабала.

       Мне посчастливилось увидеть в роли Мольера Олега Николаевича Леушина. Это было невероятно! Блестящий, растерянный, влюблённый, унижающийся ради своего театра, прощающий и разбитый. Столько чувств сыграть, заставить плакать и смеяться, а главное надеяться, что Лагранж не скажет эти вечные уже слова: "Семнадцатого февраля... В десять часов вечера господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без покаяния неумолимой смертью... Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала".

       Нельзя не отметить невероятный свет, который в спектакле играл роль декораций, да и вообще жил своей отдельной жизнью, превращаясь в стены, двери, занавес сцены, а главное в ту незримую грань, что отделяет нас от происходящего на сцене, но настолько зыбкую, что подобно "машине времени" может перенести в любую эпоху.

       И музыка. Иногда она такая до боли и мурашек знакомая, что звучала уже не раз в этом театре, но играющая свою роль и расставляющая акценты.

23.04.2019

Источник: LiveJournal.ru (Оригинал отзыва здесь)

Поделиться