Театр На Юго-Западе - особый театр с особой судьбой, возникший и выживший не благодаря, а вопреки, а потому тема "художник и власть" для этого театра всегда была актуальна. Так что выбор пьесы Михаила Булгакова "Кабала святош" абсолютно закономерен, странно что раньше до неё руки не доходили…
В театре На Юго-Западе не привыкли щадить зрителей – на них яростно выплескиваются со сцены зашкаливающие эмоции, и от зрителя требуется их в себя впустить, раскрыв нараспашку душу. Не каждому театралу такое по плечу, а потому и зритель у театра особый, готовый на открытый диалог, готовый к безграничному сопереживанию.
Вот и с первых минут "Кабалы святош" зрителей беспощадно то бросают в ледяную прорубь, то обжигают пламенем. В ход идет всё: музыка, интонации, движения, свет.
Свет в постановках тетра на Юго-западе – это отдельная тема. Здесь свет существует как самостоятельное действующее лицо, он создаёт настроение, интригует, пугает, разъединяет и сплачивает. Сквозь световые прутья актёры протискиваются к зрителям, световые стены возводятся между героями, свет объединяет единомышленников (художник по свету Климов Вячеслав Александрович).
Как известно, короля играет свита, и король Франции Людовик Великий есть среди действующих лиц, но всё действие закручено вокруг Мольера (Олег Николаевич Леушин). Именно его играют маркизы и монахи, актёры труппы "Пале Рояль" и даже сам король.
"Ужасна кабала как заговор святош, ужасна кабала - зависимость. Вдвойне ужасна кабала от Кабалы святош" - в этом главный подтекст названия пьесы. "Кабала" - это не только тяжёлая зависимость, Булгаков прежде всего имел в виду его французское значение, а именно - "заговор", "сообщество". Вот такой заговор и плетёт сообщество мракобесов Кабалы, вокруг творца, а верные и любящие Мольера люди невольно способствуют его гибели.
Основная тема "Кабалы святош" - тема художника, борющегося за право реализовать свой талант. Ради возможности увидеть своего "Тартюфа" на сцене, Мольер у Булгакова готов поступиться собственным достоинством, лукавить, даже пресмыкаться перед королём, защищая не себя, но своё детище.
Заплатив лестью, унижением, гибелью за право творить, Мольер оказывается уничтоженным, но прозревшим. "Всю жизнь я ему лизал шпоры," - говорит Мольер, - "и думал только одно: не раздави. И вот всё-таки - раздавил! Тиран!".
Булгаков отходит от исторической правды, и его Мольер умирает прямо на сцене, вынужденный играть веселую пьесу, а не выстраданного им "Тартюфа".
06.03.2019
Источник: LiveJournal.ru (Оригинал отзыва здесь)