"Кабала святош", Галина Красина, LiveJournal.ru

В Театре на Юго-Западе свет - это всегда волшебство, всегда очень важная составляющая сценографии, полноценное действующее лицо, я бы сказала. Ну или не действующее лицо, хорошо, но декорация точно. Причем достигается это волшебство не высокотехнологичными прибамбасами, доступными пафосным театрам, которые могут позволить себе угробить на освещение миллионы рублей (задрав потом цены на билеты до небес), здесь оно достигается мастерством художника по свету, в распоряжении которого всего лишь простые софиты с разноцветными стеклами. Без этой игры света, созданной мастером Вячеславом Климовым, спектакли выглядели бы совершенно иначе. Многие спектакли. Поэтому, когда счастливчики, которые уже успели посмотреть премьеру спектакля "Кабала святош", рассказывали о том, как прекрасен там свет, я согласно кивала головой, думая, что знаю, о чём идет речь. Но как же я ошибалась. В этот раз любимый театр превзошел сам себя. Свет в Кабале - просто чума какая-то. С первых минут спектакля. Он не просто декорирует эту постановку, он полностью заменяет все декорации. Впервые я увидела занавес на сцене этого театра. Да-да, настоящий занавес, переливаясь волнами, отделил зрительный зал от театра господина де Мольера. Созданный красными и зелеными лучами, он был совершенно осязаем. Как и положено, за занавесом расположились кулисы, в которых толпились взволнованные актёры.

 

И весь спектакль актёры играли с этим светом, раздвигая занавески, прячась за ширмами или зловеще проповедуя внутри огненно-красного креста. Это было очень здорово, завораживало и не позволяло оторвать взгляд от сцены - вдруг пропустишь что-то очень красивое. Ведь это мгновение, всего лишь блик, луч - вот он был, а вот уже его нет. Так сложилось, что за последнее время я смотрю четвёртую постановку "Кабалы святош". Думала, что уже трудно меня будет удивить, а вот удивили же.

 

И не только светом. Но и актёрской игрой. Причём открытия я сделала совсем не там, где ожидала. Все хвалили Андрея Кудзина, исполнителя роли короля Франции Людовика Великого, и я, видимо, слишком многого от него ждала. На мой взгляд, он сыграл достойно, но не потряс.

 

А потряс меня, вы не поверите, Иван Городецкий. Не поверите не потому, что он плохой актёр, а потому, что роль у него в спектакле крошечная - монах Кабалы, брат Варфоломей. Но блиннн!!!... Как же круто он её сыграл! Своим экспрессивным (и при этом экспрессия эта была абсолютно уместна) появлением на сцене он мгновенно захватил внимание, очень здорово. Это новенький актёр в театре, теперь я его запомню )).

 

Совсем иначе я взглянула и на другого, на этот раз хорошо мне знакомого актёра, Андрея Санникова. Столь неожиданно зловещим я Андрея никогда не видела. Его архиепископ, маркиз де Шаррон, внушал отвращение и ужас. А уж когда он исповедовал Мадлену, стоя в перекрещивающихся красных лучах, медленно играя со светом, кровавыми бликами отражающимся на его лице и руках, это было очень эффектно.

 

Остальные актёрские удачи были вполне ожидаемы, роли оказались именно такими, как я их себе заранее представляла. Прежде всего - это Сергей Бородинов. Его Мольер был очень убедительным, он страдал, ликовал и унижался абсолютно искренне, пытаясь снискать благоволение короля ради своего детища - театра. Его можно осуждать, ему можно сочувствовать, но к нему нельзя оставаться равнодушным. Мольер Сергея Бородинова - живой человек с человеческими пороками, достоинствами, радостями и бедами.

 

Хорош был Денис Нагретдинов в роли маркиза де Орсиньи по прозвищу "Помолись". Пожалуй, это единственный персонаж, привносящий в спектакль комедийную нотку, несмотря на его тупую злобность. Но даже при всей своей ограниченности маркизу не чуждо благородство.

 

И, конечно, Фарид Тагиев. Да-да, мой любимец, ну и что! Любимец он абсолютно заслуженно. Кто у нас лучший актёр в Париже? Захария Муаррон! У Фарида была довольно сложная задача. В постановке нет того самого рояля, из которого он возникает в пьесе, здесь Муаррон появляется из ниоткуда, и это не должно вызывать вопросов публики. Мне кажется, Фарид справился. К сожалению, я сидела сбоку, на ступеньке, и мне не всегда было видно лица, но даже того, что удалось увидеть, было достаточно, чтобы в очередной раз восхититься искренней игрой прекрасного актёра. Его Захария был нашкодившим школяром, доставившим столько неприятностей своему благодетелю. Но школяр этот вызывал не только гадливость, но и сочувствие. Поэтому казалось вполне логичным, что Мольер в финале... впрочем, не буду спойлерить, вдруг кто-то не читал и не смотрел пьесу и не знает, чем все кончилось. Приходите, посмотрите сами спектакль и полюбуйтесь на талантливую актёрскую игру.

 

Все остальные актёры тоже были на своих местах, убедительны и гармоничны. Единственное, мне не понравилась Алина Дмитриева в роли Арманды. Не верила ей совсем. Роль в пьесе очень значимая, и трудно смириться с тем, что она её портит. На мой взгляд, в театре есть намного более сильные актрисы, а Алина могла бы сыграть в массовых сценах,.. но это на мой взгляд, режиссёру виднее, конечно.

 

В постановке все надевают маски или скрывающие лица капюшоны, от актёров до маркиза де Орсиньи. Можно ли жить, не изменяя самому себе, не надевая чужую маску, с открытым лицом и распахнутой душой? Можно ли? Нужно ли это кому-то?.. Ответа на этот вопрос нет.

 

Как нет ответа и на более конкретный вопрос - была ли Арманда дочерью Мольера. Этого никто не знает до сих пор. И от этого только пронзительней и печальней становится рассказанная Булгаковым история. И режиссёры вновь и вновь обращают на неё свои взоры. А зрители вновь и вновь стремятся увидеть эту пьесу на подмостках театра. Конечно, пьеса не только и не столько об этом, но именно вокруг взаимоотношений Мольера с женой закручивается вся история, именно за нее цепляются святоши, мстя Мольеру за "Тартюфа"... И, что греха таить, именно это трогает в спектакле больше всего.

 

Переаншлаг в зале был жуткий. Заняты были все углы, все ступени, хорошо, что люстры в зале нет, а то и на ней бы висели. Кстати, народ начал роптать, что вот надо бы театру зал побольше. Нет! Нет, нет и нет!!! Театр на Юго-Западе - это вот этот маленький уютный намоленный зал, где с любого места видны актёрские глаза, где сцена вровень с залом, где все вместе - зрители и актёры, где ложкой можно есть актёрскую энергетику и отдавать свою, не встречая препятствий. Здесь тебя узнают в лицо, здесь ты сам узнаешь половину зрителей в зале, не нужно им никуда переезжать...

 

И я поздравляю любимый театр с очередной премьерой! Аплодисментов и цветов!

 

Галина Красина

07.02.2019

 

Источник: LiveJournal.ru (Оригинал отзыва здесь)

Поделиться