Московский культурный форум, 2016 год

 

Юго-Запад в центре Москвы

 

Московский "Театр на Юго-Западе" в специальной выездной продаже билетов не нуждается. Недавно, согласно данным мониторинга, он вошёл в число самых посещаемых в столице. Билеты на лучшие спектакли блистательной труппы Валерия Беляковича разлетаются с крейсерской скоростью, а знающие поклонники обычно выжидательно стоят за входной проходкой.

 

Любимый москвичами окраинный театр был приглашен на форум впервые и представил вниманию зрителей весьма энергичную "пробу пера" – мастер-класс под названием "Братство белого ключа".

Белякович появился на форуме со своим "ударным батальоном" – плеядой заслуженных артистов России, ведущих актёров и задорной толпой опекаемых студентов. Все пришли с сюрпризами: стихами, экспромтами, воспоминаниями, признаниями в любви к театру, режиссёру, коллегам и своей сумасшедшей, невероятной работе.

 

Для посетителей форума, случайно не знакомых с деятельностью одного из ведущих театров столицы, режиссёр рассказал удивительную, "возможную только во времена развитого социализма" (В. Белякович) историю его зарождения: "Мы пробились как грибы сквозь асфальт". Эта необыкновенная правдивая сказка об энтузиастах из подмосковного фабричного посёлка, никогда прежде не бывавших в театрах и превратившихся из людей "хорошо умеющих рассказывать анекдоты" в больших артистов и знаменитых режиссёров, прекрасно известна давним поклонникам "Юго-Запада". Они радостно приветствовали на сцене театрального лектория студентов третьего курса Валерия Беляковича, слетевшихся буквально со всей страны – от Смоленска до Хабаровска. Молодые силы театрального "далека" весело презентовали самобытную "актёрскую систему Беляковича", благодаря которой на сцене "Юго-Запада" и других театров страны появляются артисты и постановщики "на все руки", заряженные эффектной эмоциональностью и воздушной пластичностью как физики тела, так и внутренней сути роли.

 

Прима театра Карина Дымонт работает на юго-западной сцене с 1992 года и помнит многие звёздные спектакли и актёрские удачи.

 

"Когда я пришла в театр в 1992 году, Валерий Романович сразу сказал: "Звезда, звезда!". Я тогда только закончила институт и подумала: "Ну, тогда, наверное, надо ей становиться". И я пытаюсь становиться артисткой," – призналась К. Дымонт.

 

Художественного руководителя, актёра и режиссёра "Театра на Юго-Западе" Олега Леушина Валерий Романович называет своим лучшим учеником: "Практически мое продолжение".  Леушин, которому накануне исполнилось сорок восемь лет пошутил, что в этом театре работает ровно полжизни – 24 года.

 

"Школу "Юго-Запада" я считаю самой прогрессивной, самой правильной при подаче любого материала театрального, драматического. Я пытаюсь в себе её культивировать и нести следующим поколениям артистов, которые выходят уже в моих спектаклях," – рассказал О.Леушин.

 

Работая в других театрах страны, Валерий Белякович отыскивает там и ничтоже сумняшеся прикарманивает подлинные сокровища.

 

"Среди труппы в других театрах всегда находятся артисты, близкие тебе по духу, по темпераменту, по мироощущению," – говорит режиссёр.

 

Так, из нижегородских театров в его команду перекочевало немало блестящих талантов. Один из них – заслуженный артист России, искусный мастер актёрского цеха Сергей Бородинов.

 

Актёр вспомнил, как Белякович ставил на сцене нижегородского театра "Комедия" свой первый спектакль: "Мы были в шоке! Все были ошарашены, потому что ломались традиционные формы театра, отметалась читка, работа над текстом, всё… Предлагалось просто выйти и сделать! Все как-то поджимались — как же так, выйти и просто сразу сделать, сходу, с нерва? В этом заключается форма и принцип театра Валерия Романовича — сразу, без репетиций, без подготовки выдаёшь всё, что у тебя есть".

 

Актёра и режиссёра Олега Анищенко мастер представил, как "андерграунд нашего театра", поскольку свои чудесные "короткометражные" спектакли Анищенко ставит на малой сцене театра, в подвальном помещении "Арт Кафе".

 

"Мы не можем никак расшириться, есть такая проблема, – поведал Белякович, – но, благодаря этой проблеме, мы начали осваивать все уголки нашего маленького помещения".

 

Олег Анищенко рассказал об активной творческой жизни "Арт Кафе", где все актёры "с большим удовольствием и интересом делают собственные проекты, ведь всегда у актёров найдется что-нибудь нереализованное".

 

Актриса Алеся Шестовская поделилась со зрителями чудесной историей о всё решающем "господине случае", который привёл её в "Театр на Юго-Западе". Будучи уже принятой в труппу МХАТа она сопровождала на прослушивание на "Юго- Запад" свою подругу. Валерий Романович решил прослушать обеих, и, как это часто бывает, в труппу взяли именно Алесю:

 

"Я "тёмная" была в тот момент, я ничего не знала об этом театре. Слышала только, что там работает Виктор Авилов, который "Господин оформитель". Это были все мои познания. И я решила сходить, посмотреть спектакли. Первый спектакль был "Три цилиндра". Я пришла и умерла! Это была любовь с первого взгляда!".

 

Вслед за Алесей Шестовской эти слова могут повторить многие. Метафизика "Театра на Юго- Западе" не предполагает усредненного отношения в принципе — его можно либо полюбить, либо невзлюбить сразу и навсегда. И то и другое чувство наиболее сильно присущи природе человека, а ведь именно оттуда, из этих неясных и необъяснимых глубин природного естества "растут, не ведая стыда" яркие творения театра, который в будущем году собирается отпраздновать свой сороковой юбилей.

 

 

Текст: Дарья Евдорчук

06.04.2016

 

Источник: Арт-портал "ОКОЛО"  (Полный текст можно прочитать здесь)

Поделиться