Когда талант, воля и все силы души направлены на достижение единственной цели, судьба непременно вознаградит твои усилия. Олег Леушин родился в Свердловске, там же окончил Театральный институт и, приехав в Москву, стал играть в Театре на Юго-Западе, созданном народным артистом России Валерием Беляковичем. За 22 года служения сцене он получил звание заслуженного артиста России, исполнив великие роли мирового репертуара – Хлестакова и Городничего в "Ревизоре", Коровьева и Воланда в "Мастере и Маргарите", Гамлета, Калигулу, князя Мышкина... А в последние три года Олег Леушин получил ещё и бразды правления Театра на Юго-Западе", причём от самого основателя этого уникального творческого коллектива.
Нет открытий, бросай профессию
- Олег, какая у Вас была первая в жизни работа?
- На заводе в поселке Верх-Нейвинском Свердловской области. Летом я с одноклассниками собирал машины – ЗИЛ 130-й. В ночную смену ходил, много операций на конвейере делал. Хотел поправить экономическую ситуацию в семье и себе что-то заработать. Первую зарплату – 49 рублей – принёс домой и отдал маме.
- А кто Ваши родители и откуда их корни?
- Мама - машинистка. Папа - фрезеровщик высшего разряда. Где он только ни работал – и лесником в заповеднике, и грузчиком. Родословную свою я знаю плохо. Слышал о прабабушке по матери, что родилась в Якутске, где и дедушка. А родной отец (у меня отчим) – с Волги. Я в это не углублялся, о чём очень сожалею.
- Говорят, кто знает родословную до седьмого колена, счастливый человек.
- Я знаю до третьего, значит, уже почти наполовину счастлив.
- У Вас были трудности в постижении профессии?
- Были и есть. Ведь театр до конца непостижим. Играешь спектакль десять лет и каждый раз открываешь в роли новые глубины: в подаче, в каких-то мыслях. Всё время идёт процесс открытий, где есть непознанные миры. Когда он остановился, надо бросать профессию.
- Вы умеете подчиняться?
- Конечно. Актёру приходится это делать. Даже когда режиссёр неправ, ты сначала выполни то, что он хочет, а потом скажи: "А можно я вот так попробую?"
- А когда Вы ставите спектакль, всех переводите в свою веру?
- Да. Иначе нельзя: мы делаем вместе одно дело, мы – единый организм! Зрители чувствуют дух наших спектаклей, их атмосферу!
- В выборе репертуара Вы исходите из собственных пристрастий или из потребностей зала?
- Мои пристрастия отчасти продиктованы потребностями зала, ведь люди должны захотеть прийти к нам в театр. А потому наши извечные темы – любовь и человеческие пороки.
Счастливый человек не завидует
- У Вас есть друзья?
- Есть знакомые, круг общения. А друзей мало. Для меня жена - и друг, и любовница, и мать, и дочь – всё вместе взятое. Это актриса нашего театра Ольга Иванова, и мы с ней гармонично играем на всех струнах наших душ. В моей жизни есть и ещё один человек, которого, мне кажется, я смею называть другом, – это Валерий Романович Белякович. С ним мне всегда интересно, хотя иногда и трудно: ведь он – натура импульсивная и очень своеобразная. Был у меня в институте замечательный друг Сашка Требов. Я всегда стремился к людям, которые умнее меня, у кого можно что-то почерпнуть, слушая их, открыв рот. Это здорово!
- Вы испытываете зависть к кому-то?
- Только белую. Когда Карина Дымонт, одна из ведущих наших актрис и моих любимых партнёрш, купила в кредит новую машину, я прыгал вместе с ней от радости. Кто-то из артистов получил звание. Ура! Ребята сыграли премьеру! Отлично! Уверен, если человек счастлив и успешен, у него нет зависти.
- У Вас сложился роман с кино?
- На мой взгляд, да. Хотя, не скажу, чтобы меня это полностью удовлетворяло. Я, в силу занятости, играю то, что предлагают.
- Вы снялись в неплохом фильме "Месть". Я его три раза смотрела. А Вы сами способны к мести?
- Нет. Слава Богу, жизнь так складывается, что мне мстить некому и не за что. Фильм "Месть", пожалуй, единственный, где мы здорово поработали. А ещё в свое время мне понравились съёмки в фильме "Проклятый рай", где я играл патологичное существо – какого-то олигарха Пашу. В кино мне все время дают или сволочей, или бывших мужей. Штамп такой почему-то на мне поставили.
- Думаете, когда в человеке может проснуться чувство мести?
- Когда он доведен до отчаянья. В фильме ситуация достаточно серьезная: героя грабят, когда рядом жена и дети, которые всё это тяжело пережили. Но, если вы помните финал, мой герой не стал стрелять в бандитов. И Бог его тут же вознаградил. Звонок и жена говорит: "Дочка пришла в себя!" Эти два низменных состояния души – месть и ревность – могут довести человека до чего угодно.
Надо найти силы идти дальше
- Вы в жизни чего-нибудь боялись?
- Да. Однажды, когда мы с папой и его напарником ходили в заповедник и встретили настоящего медведя. Отдыхаем мы спокойно на привале, и вдруг выходит медведь – туша в тонну весом, три с половиной метра высотой – и останавливается в трёх метрах от нас! Эта картина у меня до сих пор перед глазами, хотя с тех пор прошло 33 года. Я так громко закричал: "Мама!", что медведь вдруг упал на спину и ...убежал. Отец – лесник, у него ружьё, хотя стрелять всё равно нельзя: заповедник. Мы пошли по следам медведя, чтобы замерить, что за особь, сколько ей лет. И по дороге наблюдали следы этой "медвежьей болезни": он испугался не меньше нас!
- Вы оптимист?
- По крайней мере, стараюсь быть таким. Иногда руки опускаются, депрессия вот-вот нагрянет. Были у меня такие ситуации в жизни, вплоть до попытки суицида: вены резал по молодости, когда первая жена от меня ушла. Когда ты счастлив, на руках носишь, и вдруг тебе заявляют: "Извини, я люблю другого и сплю с ним". Как я мучился! Но сейчас я ей безумно благодарен: она мне дала такой импульс! Ведь я не мог тогда существовать в Екатеринбурге, зная, что она не со мной. Собрал чемодан и уехал в Москву.
- Когда теряешь веру в себя, что поможет встать на ноги?
- Сила воли, которую нужно найти в себе, чтобы идти дальше. Нельзя сидеть, опустив руки. Примеров много, когда люди спиваются, теряют вкус ко всему и просто уходят из жизни.
Трудно сразу выскочить из роли
- Вам интересны люди?
- А как же! Это мой материал для работы! Смотрю, наблюдаю, запоминаю: повадки, привычки, внешний вид, характер. Всё интересно вкупе: ведь неизвестно, что пригодится, для какого спектакля и для какой сцены.
- Древние греки говорили: "Неразбавленное вино пьют только варвары (скифы)", но разрешали его пить актёрам. Что, действительно актеры так затрачиваются?
- Да. И я до сих пор не научился расслабляться, чтобы роль отпускала сразу. Особенно после Калигулы, Хлестакова, Воланда. Шлейф адреналина какое-то время во мне продолжает жить: чисто физиологически трудно выскочить сразу из такой роли. Это как землетрясение, которое произошло, а остаточные толчки еще чувствуются. Технари не затрачиваются, им расслабляться не надо. И все же должна быть некоторая отстраненность от роли: полное погружение бывает опасно. Иначе вдруг – бах, и с катушек. Как бедный Смоктуновский после князя Мышкина в дурку загремел.
– А Вы, как после спектакля расслабляетесь?
– Прихожу домой, кушаю, гуляю с собакой. Принимаю душ. Или в ванной полежу. Почитаю что-то, не связанное с тем, что играл. Иногда с устаточку и грамм 50–100 выпить не возбраняется.
- В каких Вы отношениях с зеленым змием?
- В дружеских. Войны нет. Захотелось – пожалуйста. Но так, чтобы до поросячьего визга и неделю в запое, – такого никогда не было. И, надеюсь, не будет.
- Вы человек порыва или все рассчитываете наперед и в омут с головой не броситесь?
- Я импульсивный человек, но в последнее время приходится свои импульсы просчитывать: руководство театром всё время требует что-то продумывать, насколько позволяют мне мозги и интуиция.
- Вы верите больше в судьбу или в себя?
- Есть пословица: "Каждый сам кузнец своего счастья". И всё-таки судьба всем дает шанс! А ты, как Илья Муромец, стоишь у этого камня на распутье и думаешь, куда пойти. Какой выбор сделаешь, такой и будет твоя судьба.
Наталья Савватеева
04.07.2014
Источник: Газета "На Западе Москвы", №20/316 (Оригинал статьи здесь)