Театр – это прыжок в неизвестность

Заслуженного артиста РФ Олега Леушина зрители знают не только по спектаклям московского Театра на Юго-Западе, но и по кинофильмам, в которых он чаще всего выступает в довольно неординарных ролях. И всё же образы классического мирового репертуара и те, что придумал в своих пьесах и спектаклях народный артист РФ Валерий Белякович, создатель едва ли не самого уникального театрального коллектива столицы, сыграны Леушиным именно на этой сцене. Хлестаков и Городничий в "Ревизоре", Коровьев и Воланд в "Мастере и Маргарите", Подколесин и Кочкарёв в "Женитьбе". А еще Херувим и Альдукар в "Куклах", Горацио, Гамлет, князь Мышкин… Поражает амплитуда его актёрских возможностей и то чувственное начало, которое превращает сыгранные им роли в воистину живых людей — со своими страстями и желаниями. Три года назад Валерий Белякович передал ему художественное руководство Театром на Юго-Западе, в котором Леушин служит верой и правдой вот уже больше 20 лет.

 

— Олег! Признайтесь, кто предрёк Вам актерскую судьбу?

 

— Я сам себе сказал в 12 лет: "Буду артистом!" И родителям сказал. Мама сразу: "Ой, зачем?" А я Овен по знаку зодиака, меня трудно переубедить. Решил — и всё. Направил свои устремления на свершение мечты: танцевал, играл в кукольном кружке, руководил школьной самодеятельностью, ставил спектакли, организовывал вечера, писал сценарии…

 

— А кто у Вас родители?

 

— Простые люди. Мама всю жизнь работала машинисткой. Папа — фрезеровщик высшего разряда и много мытарился в свое время: грузчиком работал, лесником в заповеднике. А родился я в Свердловске. Теперь Екатеринбург. Волей судеб мы переехали сначала в Верхний Тагил, потом в Верх-Нейвинск, где родители живут до сих пор. Есть ещё потрясающая тетя, которая все время меня поддерживала, морально и финансово, пока я учился в Театральном институте Екатеринбурга. Не дала помереть с голоду по подворотням. Я и жил у неё.

 

- Что, могли по подворотням пойти?

 

— А как же?! Все начинается постепенно. В общежитии выпили, закусили, пошли за добавкой. Молодые годы бесшабашные! К тому же это конец 80-х, начало 90-х. Екатеринбург тогда был самым криминальным городом России. Круче Нижнего Новгорода и Питера, вместе взятых. Но Бог миловал, а в лице ангела-хранителя выступила тетя Ирина Модестовна. Мои театральные педагоги, Наталья Мильченко и Нина Русакова, незаурядные личности. Они научили нас маниакально любить профессию и буквально жить на сцене.

 

— Почему в Москве Вы пришли именно в Театр на Юго-Западе?

 

— Благодаря случаю, который свел меня в Екатеринбурге с актёрами этого театра Виктором Авиловым и Алексеем Ваниным. Я с ними познакомился на Свердловской киностудии на съемках фильма "Сафари № 6". Приехал в Москву, позвонил Лёше Ванину, он устроил показ у Валерия Романовича Беляковича, и меня взяли.

 

— Доверие между актёром и режиссёром обязательно в театре?

 

— Если не доверяешь режиссёру, нечего тебе рядом с ним делать. Вы должны мыслить и чувствовать на одной волне, иначе ничего не получится: будет мучение, а не творчество.

 

- Тот, кто не принимает атмосферу, стиль и порядок Театра на Юго-Западе, уходит сам или его "уходят"?

 

— По-разному. Это как колода карт, где вдруг попадаются лишние, которые отсеиваются сами собой. Может, не сразу — через год-два. Человек дёргается-дёргается и уходит. А иногда нужно волевое решение, чтобы сказать: "Извини, дорогой, ты в эту историю не вписываешься. Ищи себе другой театр".

 

— Вы человек ранимый?

 

- Да. Я впускаю в себя обиды, а потом долго переживаю: "Ну, за что? За что эта тётка меня вчера оскорбила в магазине?"

 

— И как Вы, такой ранимый, управляете театром?

 

— Иногда пользуются моей добротой. Но, спасибо Валерию Романовичу, в театре создана мощная команда, которая помогает держать коллектив в рабочем состоянии. Хотя иногда приходится быть жёстким. Я и наказывать уже почти научился.

 

— Вам часто по роли нужно влюбляться?

 

- Да. У нас исторически сложилось, что мы с Кариной Дымонт находимся в состоянии влюблённости друг в дружку на сцене уже практически 20 лет. Нам безумно легко на сцене, а зрителям, я думаю, не скучно на нас смотреть.

 

— Когда в Вас проснулся режиссёр?

 

— Он сидел и, надеюсь, будет сидеть во мне всегда. Ведь свою-то роль ты выстраиваешь сам. Режиссёр нашел музыку, свет, надел костюмы, поставил декорации и должен раствориться в актёре, дав ему направляющие. А уже к этим колышкам артист идет сам внутри роли, чтобы сделать персонаж живым.

 

— Почему для своего первого режиссёрского спектакля вы выбрали пьесу Эдуардо Де Филиппо "Люди и джентльмены"?

 

— Это чистая комедия, в финале которой у меня родился монолог, посвященный тем, кто беззаветно служит театру, и в память об ушедших от нас артистах — Викторе Авилове, Володе Коппалове, Сергее Беляковиче… Такой вот гимн театру и актёрам. Его в пьесе нет. Но я хотел, чтоб люди не только смеялись, но и немного задумались.

 

— Вы готовы сказать, как философ: "Я знаю, что ничего не знаю"?

 

— Да, когда начинается репетиция нового спектакля. Ведь каждый раз это прыжок в неизвестность.

 

— Успех может погубить?

 

— Примеров тьма, особенно в нашей профессии. "Ах, я — звезда, я — король!" — кричит новоиспеченное медийное лицо и начинает почивать на лаврах. А потом: "О! Помнишь, какой он был, а сейчас вон под забором пьёт". Чаще всего в эту ситуацию попадают сериальщики, актёры-однодневки, особенно молодые. А гонору сколько!

 

— Ну а потерять успех можно?

 

— Да, если ничего не делать. Успех — это волна, которая бывает длинной-длинной, пока ты плывёшь. А как стал сушить весла и бросать якорь, недолго и утонуть. Ведь следом идёт другая волна. Того, кто плывет за тобой. И она захлестнёт! Так что всегда надо быть на гребне волны и плыть вперед, пока есть силы!

 

Наталья Савватеева

16.06.2014

 

Источник: Газета "Московская правда" (Оригинал статьи здесь)

Поделиться