Заcлуженный артист России Олег Леушин много снимается, но ни одну даже самую маленькую роль в театре, в своем родном Театре на Юго-Западе, в котором он прослужил двадцать лет актёром, он не променяет на главную роль в кино
А год назад стал его художественным руководителем.
Курс на Юго-Запад
- Олег, чем Театр на Юго-Западе отличается от всех остальных московских театров?
- Бешеной, сумасшедшей, конкретно направленной на зрителя энергетикой. У нас общение с партнёром всегда направлено через зал, всегда есть контакт со зрителем, когда зал полностью вовлечен в процесс спектакля.
- Ваш театр, как и в первые дни своего создания остался в очень камерном, небольшом помещении. Не хочется увеличить зал?
- Мы увеличились практически в два раза! Наше зеркало сцены даже больше, чем в некоторых академических театрах. А места… У нас маленький зрительный зал, но зато мы видим глаза каждого зрителя.
- Тем не менее существует такое мнение: маленький театр – маленькие актёры. Вы с этим согласны?
- Что вы! В таких условиях халтуру видно сразу! Наша команда подбиралась годами, и те, кто не приживался (а не приживались потому, что думали, что здесь не придётся работать), уходили через сезон, максимум два.
- Как вы подбираете актёров, чтобы они попадали на нужную энергетическую волну?
- Человек, что вполне естественно, приходит в театр с каким-то багажом и каким-то зарядом. Артисты (большая их часть) знают, видели, хотят и идут работать именно в Театр на Юго-Западе. Конечно, и мы устраиваем просмотры, и приходят безработные артисты, и выпускники театральных вузов. Кому-то надо просто где-то работать. Это понятно, сами были молодыми, начинающими актёрами. Но и среди них попадаются чистые бриллианты. И те, кто остается, волей-неволей попадают в нашу общую вибрацию и начинают вибрировать так же. И еще к нам в театр приходят наши дети: Ольга Авилова, Миша Белякович, Лёша Назаров. Моя дочь Алина не пошла, но я думаю, что скоро и она придёт в родной дом.
- Вы стали художественным руководителем театра совсем недавно. Нет ли у вас соблазна поставить спектакль для себя лично, с собой в главной роли?
- А я и сделал такой спектакль! Называется "Люди и Джентльмены". История об актёрах, комедия, но в конце есть выстраданный и прожитый монолог – гимн актёрской профессии, моим однокурсникам, мастерам. Но и любой актёр театра может прийти и предложить что-то своё. Я помогу. Валерий Романович Белякович (основатель театра и художественный руководитель до 2011 года, ныне худрук Театра имени Станиславского. – Прим. авт.) поможет! Все работают, и зарплаты у нас хорошие. Так что никаких обид быть не может!
Театральная афиша
- Посмотрела афишу театра – у вас более 30 спектаклей. Далеко не каждый большой театр может похвастаться таким репертуаром…
- У нашего зрителя есть выбор! Но это хорошо и для актёра. Получается, что один спектакль мы играем примерно раз в месяц, и актёры успевают соскучиться по своим ролям, по партнёрам. У тебя есть месяц проанализировать спектакль, что-то новое придумать. Получается, каждый месяц – премьера. Ты не устаешь от спектакля, а напротив, ждешь его.
- На какие спектакли стоит прийти?
- Прежде всего на спектакль по культовому произведению "Мастер и Маргарита". На него приходят в любой точке нашей страны и за рубежом.
- Почему?
- Чертовщина и дьявольщина всегда привлекают людей. Трудно затащить бывает в церковь, обратить в веру, зато в дьявола начинают верить гораздо охотнее и быстрее. Тем более в такого, как у Булгакова, и с такой обаятельной командой!
- Знаю, что у вас есть спектакли по произведениям Сорокина, в которых…
- … используется ненормативная лексика. Сорокин такой писатель, что его произведения невозможны без этого.
- Но на улице и так много мата! Хочется в театре услышать "высокий штиль"…
- Согласен с Вами. Действительно, мата очень много вокруг на улицах. Это показатель уровня культуры, развития наших людей. И меня коробит, особенно когда молодёжь, дети лет 13–14 матерятся. Но наш театр работает на любого зрителя, на любой вкус и уровень культурных притязаний. Кому-то хочется и в театре слышать привычные народные слова. Мы честно предупреждаем, что в спектакле используется ненормативная лексика, которой там, кстати, немного. И если не выискивать именно эти слова, то можно и не заметить. Ценность-то спектакля не в этом!
- У Вас большая фильмография, но практически нет главных ролей. Не обидно?
- Раньше, когда был молодой и приехал покорять Москву, может, и было обидно. По молодости мы же все гении! Сейчас мне хватает работы в театре. А в кино снимаюсь иногда для того, чтобы не потерять форму, навык работы перед камерой. Ведь работа в кино, она хоть и тоже актёрская, но немного иная, чем в театре. К тому же мало кто из режиссёров согласится считаться с моей занятостью в театре и пригласит на главную роль, да еще и в сериале.
Бытовая романтика
- Видно, что театру Вы преданы безраздельно, но в то же время не похожи на человека без дома и семьи…
- Семья для меня тоже многое значит. Дочка Алина уже закончила театральный вуз. Сын Георгий собирался во МХАТ на продюсерский факультет, но не поступил, сейчас заново готовится к экзаменам и работает на съёмочной площадке помощником режиссёра. Слава богу, он не актёр! Как и старший сын – Иван, который занимается нефтью и газом. Жена Ольга – актриса, работает в нашем же театре. И сейчас она всецело поглощена строительством нового дома. Ольга сама разрабатывала проект, была прорабом, сейчас занимается дизайном отделки.
- Хотите перебраться за город?
- Мы уже живём за городом, но семья-то большая!
- Смею предположить, что у вас, как у сельских жителей, есть собака…
- Есть! Замечательная восточно-европейская овчарка Гертруда двух лет. Её заслуга, что мы каждый день после спектакля при любой погоде часа два гуляем. Во время этих прогулок у нас рождается много идей, планов. Там мы придумали строить новый дом, там прорабатывался в деталях новый спектакль. Гуляешь, говоришь, говоришь, а потом раз, и идеи начинают материализовываться, воплощаться в жизнь.
- Вы наверняка с работы домой ездите на машине и в метро наверно уже сто лет не были…
- Почему это?! Метро в Москве при пробках просто незаменимо! Если мне надо успеть на съёмки, на озвучку или в департамент культуры, еду только на метро!
- Не боитесь быть узнанным?
- Нет. Я обычно погружаюсь в себя, повторяю роли или читаю. Я очень стеснительный.
- А если узнают?
- Здороваются или просто смотрят. Видимо, понимают, что лицо знакомое, а до конца понять, где видели, не могут. Мы пока ремонт делали, я к одному парню целый месяц ходил за всякими красками и прочим строительным материалом. И только раз на пятый он вспомнил, что видел меня в кино! Все смотрел, скидки любезно делал, но, видимо, никак не мог понять, почему лицо знакомое. А однажды в магазине одна пара подлетела ко мне и так радостно говорят: "Ой! Так ведь это наш Леушин! Мы вас все время на Юго-Западе смотрим!". Приятно!
- Вы делаете своей жене сюрпризы?
- Мы уже так много лет вместе, что романтика ушла. Хотя было и такое, что я разбудил Олю среди ночи и дал ей 30 минут на то, чтобы она собрала чемодан, и мы полетели в Египет. Или летом в разгар стройки, когда все были измотаны и на грани срыва, я практически приказал собрать вещи, посадил Олю и Гертруду в машину, и мы уехали в Ялту, бросив всё! Делать близким приятное надо неожиданно, когда они этого совсем не ждут! А дарю что-то очень обычное и очень полезное: пылесос, например, микроволновку.
- Но ей же хочется чего-то такого… романтичного…
- Знаете, у нас есть нечто большее, чем романтика: у нас есть просто любовь, просто доверие, просто взаимопонимание. Это куда дороже, чем цветы и серенады под окном!
Светлана Марголис
11.04.2013
Источник: сайт "Аргументы и факты", газета "АиФ. Здоровье." № 15 от 11.04.2013 (Оригинал статьи здесь)