Олег Леушин: Одним дыханием, одной эмоцией!

Фотоальбом с интервью

Сегодня мы находимся в Театре на Юго-Западе, наш собеседник – его актёр и руководитель Олег Леушин. Внимательный, доброжелательный, выражающий спортивную готовность к вопросам. Некоторые известны постоянным читателям журнала, другие появятся внезапно, словно новые персонажи из-за кулис.

 

Олег Николаевич, расскажите о растениях и цветах Вашего детства.

 

Главным растением у нас дома был столетник. Он настойчиво разрастался, от него всё время отщипывали кусочки, лечили его соком ранки, воспаления. Это был мой любимый цветок. Я ждал, когда он зацветёт. Но он почему-то так и не зацвёл за моё детство.

Вообще же, в ранние годы цветы для меня означали праздник. Например, день рождения или Восьмое марта, когда папа дарил их маме.

Помню свой первый цветок, который я подарил ей, будучи ещё дошкольником. Это была аппликация с подписью совершенно ещё корявым почерком: "дарагой мами".

 

Первая любовь была связана с цветами?

 

Да. Она произошла в детском садике. Таня Блинова, как сейчас помню девочку. Наша подготовительная группа была на прогулке, и вдруг все решили, что нам с Таней нужно срочно пожениться. К свадьбе собрали все неподалёку росшие одуванчики. Мне сунули букетик, который я с официальным видом подарил избраннице. Так у нас произошла одуванчиковая свадьба.

 

Во взрослой жизни забрасывали цветами женщин?

 

Были, конечно, любовно-цветочные моменты. И забрасывания цветами. (Размышляет, говорить ли.) А! (Решает сказать). Когда хотел вернуть любовь, пытался восстановить гармонию отношений с помощью белых роз.

 

Получилось?

 

Нет. Но моя жизнь тогда круто повернулась, и я благодарен судьба за это.

 

В общем, цветы дарили и дарите.

 

Сегодня гораздо чаще дарят мне. Люди несут безумные букеты! Чья это фантазия, их собственная или флористов? Думаешь: зрители за билеты немало заплатили, а тут ещё и подарки, которые дороже билетов.

 

Наверняка Вы замечали, как с течением времени цветочные подношения становились всё разнообразнее.

 

Безусловно.

 

Ведь раньше в ассортименте – гвоздики, розы…

 

И тюльпаны! Вспомнил при упоминании роз цветочную историю, сейчас расскажу.

Волгоград. Август. У меня первые съёмки и тайная влюблённость в партнёршу. Она уезжает, я остаюсь, переживаю, не знаю, что делать. Сознаюсь, пошёл на преступление! У гостиницы цвели розовые кусты. Без перчаток, без лопаты я добыл куст и подарил милой девушке. Как её звали? Ольга.

И мою жену зовут Ольга. Мы с ней созвучны. Если переводить на язык цветов, то мы создали своё соцветие. В нём наши дети и внуки.

 

Сколько их?

 

На двоих трое детей и два внука.

 

Внуки Вас любят, наверное.

 

Очень. А мы-то их как! Ой, мама дорогая! Сашка и Андрюшка. Красивые, чудные. Вот они, цветы жизни. "Цветок" растёт у тебя на глазах, становится осмысленным, выносит свои суждения. За этим так интересно наблюдать! Что-то подсказывать, чему-то учиться самому.

 

Вы рассказывали в одном интервью про дачу. Что там растёт?

 

Дачу продал. У меня есть загородный дом. У дома – огород. Я приверженец цветов, которые можно съесть, если что, в виде последующих плодов. Нынешнее лето прохладное, а у меня сейчас клубника цветёт, виноград начинает просыпаться. В прошлом году сделал своё вино.

Во дворе растут туи, которые постоянно переезжали с нами. Туи-путешественницы. В последний раз в машину не влезали. Сейчас вымахали по четыре метра.

В доме – большой зимний сад, начавшийся с кактуса из Японии, где мы ставили спектакль. Однажды, выйдя на балкон, я увидел на полу маленький кактусик в маленьком горшочке. Откуда он там взялся? За полтора месяца мы подружились, я не смог его оставить, привёз в Москву. Постепенно образовалась коллекция кактусов, сейчас их больше пятидесяти. Раз в год хоть один да что-то выдаст такое… красненькое, розовое или белое. Потрясающее зрелище. Декабристы тоже как цветут! Красота.

Из Крыма мы всё время привозили бананы. Один, подаренный, вырос трёхметровым, дал плоды. Плоды маленькие, не хватает солнца. Но как цвёл! Вы видели, как цветут бананы?

 

В интернете.

 

Огромный многослойный цветок! Тот банан, который, как и его родственники, является травой, как я недавно узнал, потом завял. Но дал потомство, которое в том же горшке бьётся за право жить.

 

Уходом за зимним садом занимаетесь вместе с супругой?

 

И приобретениями для него. У нас ни один поход в магазин цветочный, на рынок или в "ОБИ" не обходится без приобретений. Жена постоянно притаскивает домой орхидеи, причём выбирает "убитые", чтобы выходить. И у неё получается. Их сейчас тоже больше пятидесяти. А ещё есть суккуленты, лианы и другие зелёные. Плюс три собаки. Полный набор рая загородной жизни.

 

Ваши цветочные вкусы меняются?

 

Да, они зависят от настроения, от сезона. Иногда хочется любоваться на розы, иногда – припасть к гладиолусам, а вот сейчас пионы дома распускаются; выходишь на веранду с утренним кофе – встречают. А рядом клубника, чьи белые, не защищённые ничем цветы, поливаемые нашими дождями и продуваемые ветрами, вызывают уважение и любовь. Так же медитирую над заячьей травкой с мелкими, 3-4 мм, цветочками. Казалось бы, сорняковая история, но сидишь и смотришь, как дурак, на эту красоту микроскопическую.

 

Становитесь буддистом?

 

В эти полгода, когда многое произошло в театре и в жизни, замечаю, что так. Вообще, мы, "полевые цветочки" – актёры, художники, работаем душой. А чтобы трудиться, душа должна подпитываться, общаться с природой.

 

А можно сравнить актёра и с садовником. Ведь актёр "поливает" свои "цветы" – публику, дабы она расцветала.

 

И эти "цветы" очень разные. Есть кактусы колючие, баобабы вековые, орхидеи дивные. Наша цель – объединить их одной энергией, одним дыханьем, одной эмоцией!

 

Флора присутствует в спектаклях?

 

Конечно. Множество, множество примеров можно привести. Больше всего флористики, пожалуй, в спектакле "Сон в летнюю ночь". Оберон ею (флористикой) увешан. Художник по костюмам этого сказочного действа – мой учитель Валерий Романович Белякович. Он придумал, как сделать лес, во что нарядить его невероятных жителей.

В "Калигуле" в молитве к Венере, якобы поселившейся в теле Гая Калигулы, звучит экстатическое: "Кидай нам в глаза полные пригоршни цветов и убийств!"

И конечно, в "Мастере и Маргарите" есть яркий момент. Как написано в книге: "Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы!" Что это за цветы? Люди, занимающиеся творчеством Булгакова, так к единому мнению и не пришли. Почему-то мне кажется, что это весенние мимозы.

 

Ближе к юности, по внешнему сходству и харизме, Вы могли бы великолепно сыграть Сергея Есенина.

 

Да, мне многие говорили.

 

Сейчас есть ли заветная роль?

 

Нет, поскольку за творческую жизнь у меня составился роскошный репертуар. Но если Бог даст что-то новое, я с благодарностью приму.

 

В какой роли чувствуете себя наиболее органично?

 

В каждой.

 

Какие роли играете сегодня? Огласите весь список, пожалуйста.

 

Калигула, Наполеон, Воланд, Оберон, Ван Хельсинг, городничий в "Ревизоре", Подколесин в "Женитьбе" Дункан в "Макбете", Клавдий в "Гамлете", Бог в "Портрете Дориана Грея". Но это не все.

 

Роль – это маска, или что-то меняется в Вас?

 

Во-от, ключевая для меня вещь! В каждом человеке множество масок внутри, это "я" многолико. Для любой роли есть свой резонанс. Найти в себе струну калигульскую, наполеоновскую, дунканскую или клавдийскую – задача артиста.

 

За что Вам так нравится Энтони Хопкинс?

 

Для меня это сочетание мудрости, таланта, ума, души и минимализма в актёрском исполнении. Глаза. Ах!

 

Может, это просто физические данные?

 

Возможно. Виктор Авилов, который блестяще играл в нашем театре, как вы помните, тоже обладал магнетизмом. Да, внешние данные дают эффект.

 

Что Вы изменили в театре, когда стали художественным руководителем?

 

Я постарался ничего кардинально не менять. То, что творится в этом месте на протяжении сорока лет, мне кажется правильным. Не надо менять, надо дополнять, совершенствовать, искать дальше, основываясь на том, что уже найдено.

 

Театр очень многообразен по составу актёров и репертуару…

 

У нас, как в супермаркете, есть всё – от холодильников до хлеба. Вся палитра.

Нельзя привязываться к одному, тогда ты себя обедняешь. Поэтому у нас представлены авторы, которые, казалось бы, не сочетаются друг с другом.

 

Чем продиктован их выбор?

 

Автор должен попадать в твой резонанс или резонанс времени.

 

Что у Вас в ближайших планах?

 

Посвятить спектакль моему мастеру, как некогда он посвятил спектакль своему – Борису Ивановичу Равенских. Это будет "Кабала святош", теперь уже в новом осмыслении.

 

Тот же, но не тот же?

 

Именно. Всё меняется. И сегодняшняя премьера, "Игроки" Гоголя, в режиссуре Олега Анищенко звучит иначе. Это свежее прочтение хорошо забытого материала. На сцене звучат песни Инны Желанной, добавляющие звукового колорита.

Также хочу поставить у нас пьесу "Ромул Великий" Фридриха Дюрренматта. Есть актёры, которые могут это воплотить, и есть мысли, как это сделать.

 

Бывает ли, что идеи приходят от других, извне?

 

С Дюрренматтом так и произошло. Понимающие люди сказали, что его поставили, но не в том ключе. Что это "юго-западная" вещь. Я воспринял мнение, ближе сошёлся с творчеством мудрого швейцарского драматурга, и меня зацепило.

 

Скоро будет?

 

В следующем театральном сезоне, в крайнем случае через сезон.

 

Под занавес интервью читатели, конечно же, ждут от Вас финальную реплику. Пожелание или что-то другое.

 

Очень хочется, чтобы душа человека была, как букет цветов, созданный гениальным флористом, и никогда не превращалась в гербарий.

 

Вечером я снова направлялся к театру, чтобы посмотреть спектакль "Игроки".

По тротуару шагали пары, спешили, улыбались в телефоны, девушки в наушниках. Степенно проплывали женщины с большими букетами. Куда? Конечно, в театр, в зрительный зал, где в семь часов не осталось свободного места даже на ступеньках и в проходах.

 

Александр Быков

 

Фотографии: Ольга Кузнецова

 

Источник: Журнал "Цветы", август 2017 г.

Поделиться