Олег Леушин: Надо говорить о любви

 

Есть в театральной критике такой жанр: актёрский портрет. И, конечно же, как писать подобные тексты, вас будут учить на любом театроведческом факультете. Не миновала чаша сия и меня, в пору моего обучения в ГИТИСе. Помню, выбор актёра, о котором я решила писать портрет, слегка удивил и однокурсниц, и руководителя. Но также помню, что одной из причин, по которой я решила писать об Олеге Леушине - тогда только актёре театра на Юго-Западе - стало его удивительное слияние с театром, в котором он служит вот уже скоро 25 лет. Полагаю, что именно это гармоничное единение привело к тому, что уже четыре года Олег Леушин не только актёр, но и режиссёр и художественный руководитель театра, который уже давно стал ему родным.

 

- Уже четыре года Вы на руководящем посту: из актёров "повысили" в художественные руководители. Как это произошло?

 

- Никогда даже мысли не было о том, что я однажды стану художественным руководителем Театра на Юго-Западе! Валерий Романович Белякович есть, куда он может деться? И вдруг в какой-то момент артисты после спектакля ходят и поздравляют меня. "С чем?" - "А ты теперь наш худрук!" А я не знал! Хотя дня за два до этого был звонок от Беляковича: "Ты ведь у нас заслуженный? А какого года рождения?" Я ответил, трубку положил и всё. Мало ли что… И тут на тебе! Есть люди, которых хлебом не корми дай чем-нибудь поруководить! У меня желания подобного никогда не возникало! Здесь же как в воду кинули: барахтайся, если выплывешь – молодец! Собственно, так я начал сотрудничество с Беляковичем двадцать лет назад. У меня была главная роль в спектакле "Три цилиндра". Он провел с нами две репетиции и уехал в Америку. Репетируйте, играйте. Кстати, в авторском театре брать на подобную должность кого-то со стороны – смысла никакого. Все очень индивидуально, надо знать внутреннюю кухню театра, все взаимоотношения…

 

- Что поменялось в жизни, в Вас самом?

 

- Просто сразу какой-то груз лёг на плечи. Ведь… что такое актёр? Это человек подневольный. Вот тебе текст, вот тебе задача – работай. А когда вся ответственность на тебе… Ты должен все линии спектакля разработать, а актёры тебе могут только помочь рождением каких-то эмоций, реакций.

  Столкнулся со сложностью в выборе материала. Читаешь иногда современную драматургию и думаешь: они вообще думали о сцене, об актёрах, они думали, в принципе: как это сделать? Даже с технической точки зрения.

  А материала нет! Либо я его не знаю, либо он не нравится. Мыслей много, пьес много, а как из этого многообразия выудить то зёрнышко, из которого потом можно сделать бриллиантик? Как это, оказывается, трудно!  Очень трудно!.. Момент выбора, который приходится постоянно делать – и в постановке спектаклей, в том числе. От этого пухнут мозги, как говорится в спектакле "Куклы"… Нервы не выдерживают.

 Я к концу каждого сезона совсем дикий делаюсь. Ведь это огромная ответственность - необходимость держать марку, заданную Беляковичем, сохранить школу юго-западную, и при этом не быть вторичным, не делать всё по лекалам. Вот, мол, есть шаблонный спектакль Валерия Романовича, и мы будем делать только так! Да, есть законы, но мы пытаемся их дополнять. Как понять, что двигаемся в правильном направлении? Голосует ведь всегда только зритель. Но на месяц вперед билеты проданы, значит, что-то продолжает привлекать в нашем театре.

 

- Отдыхать получается?

 

- Я-то отдыхаю… Мозги не отдыхают! Они просто не могут отключаться уже. Есть люди, без которых я, честно говоря, сошёл бы с ума… Михалыч вот, Киса – спасибо им за труд! (заместители художественного руководителя Денис Лямин и Анна Киселёва – прим.автора)

 

- Чем Вы руководствуетесь при выборе материала для своих спектаклей?

 

- У меня все критерии равнозначны – и тема, и касса, и мой режиссёрский интерес. Кстати, можно попробовать разобраться… Пока в моем режиссёрском активе всего четыре спектакля. Вот первый: "Люди и джентльмены". Я однажды написал монолог. В нём попытался выразить свою позицию, как человека, как актёра. Монолог-память, монолог-боль. О тех, кто ушёл, о профессии… Вот так среди ночи – вскочил и записал. И понял, что под этот монолог нужна пьеса! Искал, потом вспомнил пьесу, которую играли ещё студентами. В ней всё это горе актёрское, судьба описана. Я немного переделал, чтобы из обычной лёгкой комедии прийти к такому человеческому простому монологу.

  Вторая история – "Любовь и голуби". Я просто ходил и спрашивал у актёров: "Что хотите сыграть? Какие есть мысли, предложения?" Слушал предложения, задумывался, ничего не подходило. Потом неожиданно приходит Александр Шатохин и говорит: "Вот, есть "Любовь и голуби"… Я взялся читать: тут же у меня родилась музыка, тут же родилась декорация и тут же сама история отозвалась. Лирическая, пронзительная, такая человеческая, понятная многим! Ведь о любви надо говорить обязательно, всегда! Сошлось все – появился спектакль.

  Следующая история по-другому родилась. Пришли к выводу, что в театре мало детских спектаклей! Три-четыре есть, но не охвачен возраст десять-четырнадцать лет. Может, взять какую-нибудь пиратскую историю?.. Начал читать книги о пиратах. Вроде все нормально и понятно, но много крови, много "взрослости"... А опять же – любовь надо прививать. Сел, открыл тетрадку, взял ручку и вот - пьеса от руки написана. Почти без помарок! Соблюдая законы пиратского жанра, учитывая сценические особенности, писал я её почти месяц. Сюжет, повороты – индийское кино отдыхает. И в конце все равно вырулил – что дороже сокровищ? Конечно, любовь! И интересна она стала не только подросткам. История получилась очень семейная – и взрослые смеются, и дети довольны.

  С "Портретом Дориана Грея" Оскара Уайльда все было сложнее. Как ставить? Основной ход – и сюжетный, и сценический – это портрет. Если решить это – будет спектакль. Мы пришли к интересному, на мой взгляд, пластическому решению. Долго создавался текст, хотелось все простроить так, чтобы в финале Дориан всё же раскаялся. Это была просто мания творческая! Мы уже репетировать начали, а у меня все еще финала не было! В конце концов появилась новая героиня - Анжела, вернулись к нему все грехи, все жертвы… Тема возмездия была очень важна для меня. Наказание потом – нет, это не так должно быть. Тогда нет ответственности за деяния свои. Потому важно, чтобы человек ответил здесь. Человек гибнет либо от недостатка любви, либо от её избытка. Дориан Грей и Калигула, например, вот схожие темы. Но Дориан всё же не до конца понимает всю меру ответственности, перекладывая все свои грехи на портрет.

 

- В спектакле Чёрное и Белое заключают пари. Кто же в финале одерживает победу в споре?

 

- Если кто-то окончательно победит, нарушится гармония, равновесие. Потому и не очевиден ответ в спектакле. Когда мой герой (Белое – прим.автора) обращается в зал с вопросом, и зрители кричат "Да!", отвечая согласием на новое пари, которое в финале предлагает Черное, для меня очевидно, что иного ответа быть не может! Ведь именно из этих бесконечных пари и состоит жизнь человеческая. Акценты в жизни смещаются со страшной силой. Достаточно посмотреть, что в мире делается. Все меняется с дикой скоростью! А кто побеждает сейчас? Видимо, чёрное…

 

- За последнее время на сценах московских театров было несколько постановок "Портрета Дориана Грея". С чем это связано?

 

- Другие московские постановки я принципиально не ходил смотреть. Хотя своего "Дориана" задумал ещё два года назад. Актёр Михаил Грищенко, который исполняет главную роль, тогда только пришёл в театр, я к нему присматривался. Этот актёр слышит и, главное, реализует то, что ты хочешь. Нутро есть, желание работать есть – что ещё надо?

 

- Почему хочется написать что-то своё? Или переработать что-то уже существующее?

 

- Потому что то, что мне хотелось рассказать, не укладывалось ни в один сюжет! "Люди и джентльмены" и "Любовь и голуби" не берём – там текст почти нетронут. Но Оскара Уайльда – сам Бог велел как-то переработать!

 

- Но Вы же не сокращали, а наоборот – добавляли своё.

 

- Я брал то, что у него, на мой взгляд, самое яркое и интересное. Кстати, он не самый мой любимый автор. Может, эта "нелюбовь" и помогла более-менее отстраниться от первоисточника.

 

- Когда началась ваша активная литературная работа?

 

- На самом деле давно. Ещё в институте начинал что-то писать… И стихи, и сценарии для капустников. Вот, кстати, лежит тетрадь… (коричневая кожа, формат А4 – прим.автора) В ней все пишу. Вот "Дориан", вот "Остров сокровищ"… Сейчас пишу новую сказку – будут новые приключения Буратино…

 

- А почему всё написано от руки, а не на компьютере?

 

- Мне так проще. Потом, когда надиктовываешь, заново проживаешь, что-то поменяешь, что-то добавишь… Одно плохо: даже сам не всегда разбираю свои каракули.

 

- А что-то специально делается для того, чтобы в постановках сохранить стиль и школу Беляковича? Или само получается?

 

- Конечно, это и изнутри идёт, потому что иначе бы ничего не получилось. Вот у Беляковича много учеников – уже два курса выпустились, сейчас ещё один идет, с режиссёрской группой. Но… то, что я смотрел – не могу назвать сохранением. И на данный момент получается, что я пока один, кто эту эстетику сохраняет намеренно. У нас в театре много режиссёров, все ставят, как-то самовыражаются. Но каждый хочет высказаться по-своему. Все бойко, азартно и это ещё одна форма существования нашего театра.

 

- В размышлениях о сюжетах и материале спектаклей у Вас одной из постоянных тем обозначилась любовь. Получается, что только  об этом и ставите?

 

- А о чем ещё? Это понятие в себя включает столько всего. Столько счастья и трагедий, верности, предательств, столько страданий, столько разочарований, даже смертей. Но общая концепция все равно о любви. Любую пьесу возьмите – любовь везде заложена. Она – основа жизни. Человек рождается в любви, продолжает свою жизнь в любви. Спектр очень широкий. Главное, что в каждом новом материале новые слова, новые персонажи, новые мысли и чувства.

 

- Куда театр будет двигаться дальше? Как развиваться?

 

- Очень хотелось бы обрести новое, просторное здание. Был проект нового здания, на триста мест. Но не сложилось по ряду причин. А жаль, ведь нам уже мало нынешнего здания! Есть проекты у других людей, активно развивается Арт-кафе. Уже сложно не "наступать" друг на друга. Стараемся выходить на другие площадки. Но пока не очень часто получается.

Нам надо и дальше привлекать зрителей. Престиж, награды – это не стимул и не цель. Хотелось бы вернуть театру его андеграундный характер: когда на Юго-Запад было не достать билетов, когда был постоянный зрительский интерес. Сейчас же может быть так – раз, и спектакль встал на продаже! С этим приходится очень плотно работать. Есть такие зрители, которые сейчас ходят на спектакли, потому что это "модно". Мне же хочется, чтобы люди шли именно за искусством, за игрой актёра.

 

Наталья Сажина

 

09.12.2015

 

Источник: портал "Театрон" (Оригинал статьи здесь)

Поделиться