Олег Леушин на радио Спутник. Абхазия. 2019

"Такие обстоятельства": Олег Леушин о "Мастере и Маргарите" в РУСДРАМе

Художественный руководитель Театра на Юго-Западе, заслуженный артист России Олег Леушин в беседе на радио Sputnik Абхазия рассказал, почему абхазская публика так полюбилась труппе театра.

 

Главные политические, социальные и культурные события в деталях в программе радио Sputnik "Такие обстоятельства": уточняем, оцениваем, анализируем. У микрофона Лиана Эбжноу.

 

- Уважаемые радиослушатели, представляю вам нашего гостя: по виду лет сорока с лишним, рот какой-то кривой, брови чёрные, одна выше другой – словом, иностранец.  А ещё его называют Князем тьмы, духом зла. Но мы его совсем не боимся, потому что это замечательный актёр, актёр московского Театра на Юго-Западе Олег Леушин. Добро пожаловать в нашу студию, Олег Николаевич!

- Здравствуйте!

- Блистательную игру Вашу мы наблюдали на сцене РУСДРАМа в роли Воланда в постановке "Мастер и Маргарита". Ну прежде чем поговорим о роли, наверное, давайте поговорим о самом произведении. Вообще этот роман кто-то считает сатирическим, другие говорят, он философский, кто-то называет романом-притчей. Вот как Вы его оцениваете? Какое впечатление, какие размышления навевает он на Вас?

- Поэтому и много разных оценок этого романа, каждый берёт всё своё, то, чего ему не хватает в жизни или наоборот, с избытком. Для меня это – роман о прощении. Об искуплении каком-то. Потому что все сюжетные линии, все события, которые описаны в романе, они так или иначе связаны с какими-то человеческими поступками, которые имеют всегда свой какой-то законченный результат, или отрицательный, или положительный.  В данном случае все мы ходим под Богом и все мы в какой-то степени ответственны за свою жизнь, за свои поступки. И вот об этой ответственности, но и о прощении. Ведь в конце это же прекрасная вещь: и Понтий Пилат прощается, и Мастер, и Маргарита за свои, ну скажем так, странные поступки. Маргарита – замужняя женщина, ну что ж такое-то. Но любовь такая вещь…

- Скажите, пожалуйста, Вы сразу пришли к вот такому пониманию? Вообще читали его один раз.

- Нет, уже, наверное, за десяток переберётся. Прочитал я его в первый раз в таком самиздатовском варианте, где-то на каком-то тайном ксероксе перепечатанный. Это потом уже и я сам покупал, потом стали дарить такие книги! Роман "Мастер и Маргарита" в разных вариациях, и в золотых переплётах, и с какими-то папирусными листами, и с какими-то интереснейшими иллюстрациями.

- Но что это роман о прощении, Вы поняли сразу.

- Нет, не сразу. И Воланда-то я не сразу стал играть. Сначала я, как начинающий артист, бегал в массовке, изображая и гостей на балу, и зрителей варьете "Грибоедова"…

- А сколько лет Вы уже Воланд?

- Ну потом я был много лет Коровьев. А Воланд… Ой, я как-то не считаю эти годы, ну около десяти, может быть, к семи годам приближается. Где-то здесь.

- Ну тяжело Вам дался образ? Как Вы ответили бы? А, может быть, Вы ещё до конца не поняли, как его играть или уже знаете всё?

- Откуда же… Человек, чем дольше живёт, тем больше понимает, что он меньше знает. У меня вот такое складывается ощущение. Я думаю, вот то первое ощущение, которое у меня когда-то легло. Я наблюдал великолепную игру Виктора Авилова. Я наблюдал игру Вячеслава Гришечкина. Я наблюдал Воланда Валерия Романовича Беляковича. У меня было, на чём учиться. Мой Воланд – он мой. У каждого же свой Бог и свой Дьявол. Каждый всё это видит по-своему.

- А вот какой он, Ваш Воланд? На что Вы делаете бОльший акцент, на что больше ставите?

- Может, это странно прозвучит, но для меня, мой Воланд – это часть божественной силы. Как ни крути. Это просто одна медаль, только аверс есть и, как правильно называется, реверс что ли. Две стороны одной медали. Чёрное-белое. И всё в жизни у нас так происходит. Но мы как-то пытаемся удерживаться где-то посередине, чтоб не скатываться ни в такой фанатизм религиозный или наоборот, в совершенное какое-то сатанинство. Мы где-то ходим посередине, и у нас всегда есть возможность для выбора.

- Почему так мало декораций в этом спектакле, как бы Вы ответили?

- Но в этом же прелесть. Это лаконичность. Всё гениальное просто, правильно? И вот здесь это всё олицетворяется: это и дома Москвы можно себе представить, это и листы романа, это и какие-то анфилады Древнего Рима и Иудеи, такая многообразная и многофункциональная. Это смена вех и пластов. А когда дьявольские силы выходят из-под этих щитов, с таким своеобразным звуком… Это очень символичная декорация и другой я не представляю!

- А Вы могли бы сказать, что это Ваша любимая роль или нет?

- Нет у меня любимых или нелюбимых. Они дети мои. Я же их рождаю в муках творчества. И я всё время пытаюсь их подпитывать собой, а они собой подпитывают меня. Вот такое у нас идёт. В каждой роли. Есть роли, которые дольше ты играешь, есть, которые меньше играешь и ещё постигаешь. Но они все ЛЮБИМЫЕ.

- Что касается абхазского зрителя, как бы Вы его оценили?

- О, если б мы его не полюбили сразу, в прошлом году, мы бы, наверное, сюда не приехали. Но мы влюбились. Это такая искренняя публика! И это подкупает сразу. И хочется сразу как-то перепрыгнуть выше своих возможностей. В театре это иногда вредит.

- Искреннее, чем в каком-то другом месте?

- Вы знаете, да. Вот тот реагаж, который, допустим, вчера был на спектакле "Мастер и Маргарита". В Москве так не воспринимают. Здесь, во-первых, видно, что люди знают произведение, кто-то из зала даже крикнул "Ну Ялта!". И люди понимают этот булгаковский юмор, не самый простой. Они понимают его, чувствуют, и то, что заложено в произведении, то, что мне, на мой взгляд, кажется смешным, интересным и должно вызвать какую-то реакцию, оно всё здесь и происходило. В Москве, где-то мы ещё играли, не так, публика так с приглядочкой сначала, с недоверием, в Питере, например.

- Может, больше избалованы там. Не думаете?

- Это, наверное, естественно. Питер же считает себя вообще культурной столицей всего и вся. Нет, питерского зрителя я тоже люблю. Он другой, он более закрытый, его надо забирать, и так по-взрослому забирать, нельзя просто выйти и сыграть. А здесь легче и от этого интереснее. Здесь не надо пыжиться. Вот ты идёшь за своей ролью, идёшь за спектаклем или ведёшь его за собой, а зритель идёт за тобой вместе. Потому что спектакль – это всё-таки действо на двоих: есть актёры, и есть зрители. Если это вместе – получается спектакль.

- Как Вам Абхазия? Вот Вы были в прошлом году, приехали на этот раз.

- В прошлом году ничего не удалось посмотреть. Было подряд три спектакля, надо декорации поставить, свет, звук, порепетировать с артистами. И все спектакли были мои, с моим участием. Но сегодня добрые люди с утра заехали за нами в гостиницу и мы небольшой группой поехали в Черниговку. Какая же там красота! Воздух!

- Красиво. Вкусно.

- Мы кушать не стали. Потому что не так много времени было. Но мы надышались этого воздуха, насмотрелись на эти красоты, напились этой горной воды. Что ещё надо?! Это какое-то райское место. Ущелье с этой речкой. Самшит ещё живой кое-где. Потому что я слышал, проблемы большие.

- Да.

- Но я надеюсь, природа, она сильная.

- Ну прям лесов самшитовых у нас уже, к сожалению, нет. Но есть отдельные такие участки. Но надежда есть.

- И правильно! Вот надежда должна быть всегда.

- Олег Николаевич, помимо того, что Вы актёр, Вы художественный руководитель этого театра. О чём Вы мечтаете, как худрук, для своего театра?

- О том, чтоб мы просто жили. И работали, и творили. Потому что всё равно ситуация была очень сложная для нас, когда ушёл основатель театра из жизни, Валерий Романович Белякович. Как это обычно бывает, когда уходит объединяющая сила, вдохновляющая? Очень трудно держать вот эту машину под названием "театр", где каждый – гений. Но всё-таки нам хватило, и мне, в частности, и остальным ребятам, какой-то, наверное, мудрости и понимания, что развалиться-то можно моментально, в шесть секунд, а вот удержать и идти дальше, не теряя корней, это сложнее. Вот уже два года с небольшим, но мы ещё играем, мы ставим, мы ездим на гастроли, мы живём полноценной творческой жизнью. И вот это, наверное, основная моя мечта, основная моя задача – не развалить то, что создавалось десятилетиями, и двинуть это дальше. Пока, слава Богу, мне кажется, что-то получается.

- Что бы Вы пожелали нашим слушателям и вообще абхазскому зрителю? Театральному, в частности.

- Побольше таких спектаклей, как "Мастер и Маргарита". И дай Бог здоровья Ираклию Хинтбе, который всё это организовывает. Это же безумно сложно, я знаю, как это всё бывает. Начиная с финансовых проблем и заканчивая другими какими-то, просто бытовыми вещами. Всё свести, всех привезти, расселить, накормить, чтоб все ещё довольны остались. Если эти проекты, эта творческая жизнь будет продолжаться и бурлить, а судя по настрою Ираклия, так и будет, тогда абхазский зритель будет ещё более счастлив. Это потрясающий человек, с богатейшей энергетикой, умнейший, интеллигентнейший, я был в восторге, когда мы познакомились уже лично, а не по интернету.

- Спасибо Вам большое. Я напомню, уважаемые радиослушатели, в нашей студии, у нас в гостях, был актёр, художественный руководитель Московского театра на Юго-Западе Олег Леушин.

 

24.04.2019

Источник: СПУТНИК. Абхазия (Запись интервью здесь)

Поделиться